Монополистам нужна перезагрузка
Я участвовал в подготовке заседания президиума правительства области, которое бывший губернатор Александр Мишарин проводил буквально за несколько часов до своей отставки.
Речь шла об административных барьерах, в том числе, в строительстве. В последние пару лет эту тему постоянно обсуждают сотни экспертов – на площадках Сколково, Агентства стратегических инициатив (АСИ), Открытого правительства. Федеральные власти поставили четкую цель: рост рейтинга Doing Business. В тот раз в область пришло очередное поручение из Москвы - разработать предложения по снятию административных барьеров, поэтому и состоялось совещание. Тогда выкристаллизовались несколько идей, которые можно реализовать без финансовых затрат и долгих дискуссий.
Первое: у всех застройщиков Екатеринбурга есть проблема, которая как кость в горле - длительность процедур, проходящих в естественных монополиях. Фактически строительные компании обращаются в Водоканал, Екатеринбургэнерго, ТГК-9, ЕЭСК, Екатеринбурггаз трижды: при выдаче техусловий, при согласовании проекта перед началом работ и при сдаче объекта. Каждое обращение в каждую компанию занимает минимум месяц. Такой норматив установили сами сетевики. При отказе, в том числе по формальным признакам - снова месяц. Делают они это не из вредности, а просто потому что они монополисты. Монополия – это власть. Закон рынка: им не нужно думать о клиентоориентированности, все равно все к ним придут. И точка. В итоге застройщик может начать проектирование только через 3-6 месяцев после земельного аукциона вместо положенных по закону и вполне достижимых организационно 30 дней.
Я не призываю отменить эти согласования, выдачу техусловий – все это необходимо. Нужно лишь небольшое менеджерское усилие со стороны властей, чтобы перенастроить отношения монополистов и строителей и сократить сроки. Например, до десяти дней – на каждую процедуру.
Это реально. Простой пример: управление госэкспертизы области переломило ситуацию со сроками прохождения проектов, довело ее до нормативных и приемлемых сроков - 2-3 месяца. До этого можно было согласовывать документы год или даже два. Я, например, ждал госэкспертизу своего первого объекта 500 дней. Естественно, застройщиков это не устраивало – в нашей отрасли нет копеечных проектов. Их стоимость доходит до многих миллиардов, самый скромный начинается от 200 млн руб., а банки сегодня кредитуют строителей под 16%. Умножаем на время простоя из-за согласований, считаем убытки. Мы ходили по властным кабинетам и нудели, пытались сдвинуть ситуацию. В итоге экс-премьеру Анатолию Гредину это надоело, он стукнул кулаком по столу, собрал всех заинтересованных лиц и под протокол поручил главе госэкспертизы обозначить новые сроки прохождения документов. И все заработало!
Я убежден, что с монополистами нужно организовать работу аналогично. А именно: чтобы региональная власть озвучила: согласования должны укладываться в 10 дней на каждое – и дала поручение руководителям профильных министерств и департаментов. Политическая воля сработает. Это скажется на объемах ввода недвижимости уже в 2013 г. Они вырастут, так как масса проектов смогут стартовать уже в этом году. Причем, я подчеркиваю - это не требует никакого финансирования из бюджета или внесения изменений в законы.
Вторая проблема застройщиков сегодня – согласование проекта в Главархитектуре города - перед тем, как компании обращаются за разрешением на строительство. Специалисты проверяют соответствие проекта ранее выданному генплану земельного участка, сети и проч., делают замечания. Но на весь город этих специалистов только двое! Естественно, дело движется медленно: вместо 10 дней инвестор тратит до 1,5 месяцев. А это снова потеря денег. Но это не самое главное! Дело в том, что все эти проверки уже делают раньше специалисты управления госэкспертизы. Но муниципалитету закон дает полномочия – и он их реализует. Нужно или убирать эти вопросы в госэкспертизу (например, межведомственным протоколом – это решается на уровне рабочего совещания), или же городские власти могут сделать организационное управленческое усилие. Поставить перед Главархитектурой четкую задачу: выдавать все документы в три дня. Если есть замечания – в пять.
Когда я излагаю эти идеи на уровне правительства или города, никто со мной не спорит – всем понятно, что дело стоящее. В отличие от наработок АСИ по снятию административных барьеров, в которых эксперты предлагают менять федеральные законы – прямо списком, рисуют «дорожные карты» с горизонтом 3-5, а то и 10 лет, я предлагаю меры, после которых результат будет виден здесь и сейчас и которые можно и нужно реализовать на уровне региона. Конечно, эти предложения не являются ответами на самые главные вызовы отрасли: дефицит градостроительно пригодной земли, качества, защиты прав дольщиков и др. Но уверен - именно реализация подобных инициатив в конечном счете и определяет конкурентоспособность и инвестпривлекательность региона.
Колонка написана специально для "Делового квартала"