«Мозг человека не умеет фокусироваться»: почему «мыслить стратегически» вредно для бизнеса
Человек может либо работать с глубоким погружением, либо креативить. Решать обе задачи одновременно, да еще и успешно, просто не позволяет особое устройство мозга, доказали исследователи.
Вы когда-нибудь слышали совет «мыслить стратегически»? Чтобы ему следовать, нужно одновременно развивать личные навыки и воспринимать свою работу с точки зрения успеха всей компании. Морела Эрнандез, профессор бизнес-школы при Университете Вирджинии, на страницах MIT Sloan поясняет, что мозг человека просто не умеет фокусироваться на этих двух целях одновременно. Это стоит учитывать, налаживая в компании рабочий процесс.
— Чтобы глубже понять проблему и ее связь с ведением бизнеса, мы с коллегами провели несколько исследований. Мы выдвинули гипотезу, что реакция подчиненных на нарушение этических норм может зависеть от того, на чем сфокусировано их внимание: на личных рабочих задачах (узкий фокус) или на задачах всей организации (широкий фокус).
Мы предлагали участникам написать, как или зачем они могли бы улучшить свои рабочие навыки. Вопрос «как» был призван сфокусировать внимание на личных целях, а вопрос «зачем» — расширить фокус их внимания до задач компании.
Затем половину участников исследования мы просили прочитать короткую заметку о том, как научный сотрудник фармацевтической компании подделывает данные с целью получить повышение. Другая половина участников читала похожий текст, с той разницей, что в нем сотрудник подделывал данные, от которых зависел не только его личный успех, но и будущее всей компании.
После мы просили респондентов оценить, насколько этичным было поведение героя текста. Участники с фокусом внимания на личных целях более негативно отреагировали на первый сценарий. Участники, мыслящие в категориях успеха всей компании, более негативно отреагировали на второй сценарий, где сотрудник подделывал данные, влиявшие на успех всей организации.
В зависимости от фокуса внимания сотрудник может более предвзято относиться к одним типам нарушения этических норм и быть менее чувствительным к другим.
Мы с коллегами обнаружили новый тип искажения восприятия реальности, который мы назвали «фокусное предубеждение». Оно означает ограниченность в восприятии глобальных и частных факторов.
Самые вовлеченные сотрудники не могут креативно мыслить
Нам стало интересно, насколько фокусное предубеждение может ограничивать сотрудников в креативных процессах. Мы решили исследовать поведение сотрудников, особенно преданных своей работе, так как их вовлеченность обычно напрямую связана с качеством результата.
Мы предположили, что вовлеченность может ограничить восприимчивость сотрудников к аспектам, не связанным напрямую с их задачами. А это может негативно сказаться на работе компании.
Мы провели четыре исследования, в которых участвовали сотрудники организаций из различных сфер. Результаты показали, что внимание глубоко вовлеченных в работу сотрудников действительно сосредоточено главным образом на аспектах, напрямую связанных с их задачами: такие сотрудники способны предлагать неординарные и эффективные решения.
Однако также мы обнаружили, что вовлеченные работники гораздо хуже справляются с заданиями, где требуется проявить креативность, которая выходит за рамки их личных задач. Таким сотрудникам сложно предложить гибкие стратегии, которые могли бы принести успех всей компании.
Результаты абсолютно совпадали с нашими предположениями относительно влияния фокусного предубеждения. Это заставляет нас задуматься: ведь каждая организация стремится нанять сотрудников, которые могут с одинаковым вниманием отнестись к своим личным целям и к целям компании.
Побороть ограничения человеческого мозга можно только с помощью изменений на уровне всей системы. Без структурных решений, позволяющих сменить узкий фокус внимания на более широкий, советам в духе «мыслить стратегически» не сможет последовать даже самый компетентный сотрудник.