Мозг человека сильно ограничен, но шанс есть. Как сделать из головы суперкомпьютер
Сколько информации мы все же можем запомнить, усвоить и использовать? Меньше, чем нам хотелось бы, но больше, чем изначально предполагалось природой. 100 миллиардов нейронов — это много или мало?
Можем ли мы расширить сознание и получить от мозга еще больше? О том, чем ограничены способности человеческого мозга, рассказала основатель Ness Labs Энн-Лаура Ле Канф.
Человеческий мозг — это чарующая машина. Его сложные взаимодействия формируют наши мысли, воспоминания, чувства и мечты и в конечном итоге делают нас теми, кто мы есть. Есть ли предел тому, чего может достичь эта потрясающая машина? Ограничен ли чем-нибудь человеческий интеллект? Будем ли мы через тысячу лет знать и понимать намного больше, чем сегодня? Есть ли предел тому, что мозг способен понять?
Мощная, но ограниченная машина
В человеческом мозге около 100 млрд нейронов. Статьи о работе мозга говорят, что каждый нейрон вспыхивает примерно 200 раз в секунду, но, скорее всего, это не точное число. Ученые не могут назвать это число с уверенностью, так как в разных частях мозга вспышки происходят с разной скоростью, но по грубым расчетам это 0,29 в секунду. Считается, что каждый нейрон связан с примерно 7 тысячами других нейронов, поэтому каждый раз, когда определенный нейрон запускает сигнал, 7 тысяч других нейронов получают эту информацию. Если перемножить эти три числа, то мы получим 200 000 000 000 000 бит информации, передаваемой в мозге каждую секунду. Это 200 миллионов миллионов — слишком большое число, чтобы его можно было представить. Да, мозг — это мощная машина.
Но и он ограничен. У понимания любой концепции есть несколько ингредиентов: информация, память и практика, причем они взаимосвязаны между собой. Но человеческий мозг ограничивает нам доступ к этим ингредиентам. Чтобы получить информацию, нам нужно сосредоточить внимание на том, что мы стремимся усвоить — эта способность ограниченна, поскольку мы не слишком хороши в многозадачности. Мы многому могли бы научиться, но наша способность обращаться к новым данным ограничена.
Читайте также: Восемь вещей, от которых нужно срочно отказаться, если вы хотите чего-то добиться
Затем полученную информацию нужно закодировать в памяти, которая делится на кратковременную и долговременную. Кратковременная память включает в себя рабочую память — информацию, которую вы держите в уме только то время, когда вам нужно ее использовать. Например, запомнить номер телефона для того, чтобы его набрать, или адрес, чтобы туда добраться. Долговременная память немного сложнее. Она включает в себя автобиографическую память (то есть жизненные события, которые мы помним), эксплицитную память (также называемую декларативной памятью, которая включает осознанное знание фактов) и имплицитную память (которую вы можете использовать без какой-либо сознательной мысли, например, когда ведете машину или что-то пишете).
Память зависит от формирования новых нейронных связей, количество которых ограничено. Мозг стареет, ему становится все сложнее создавать новые связи, а те, что есть, уже перегружены воспоминаниями. Учиться и запоминать становится сложнее, и мы начинаем путать факты и события.
Чтобы эффективно использовать информацию для формирования глубокого понимания, нужно упражняться. Практика — это самый эффективный способ формирования долговременных воспоминаний, если не говорить о чрезвычайно важных или иногда травмирующих событиях. Но, опять же, поскольку наше время ограничено и мы не можем попробовать все, что хотим изучить, наше понимание мира с практической точки зрения ограничено.
Конечно, есть люди, которые демонстрируют потрясающую память, но мы не можем бесконечно расширять возможности мозга. Специалисты по запоминанию используют разные подходы для создания новых воспоминаний, такие как метод геометрических мест (также известный как «дворец разума»), мнемоническое связывание (создание ассоциаций между элементами списка) и разбиение на фрагменты (разбиение и группировка отдельных кусочков информации).
«Все мнемонические методы основаны на концепции наводящего кодирования, которая гласит, что чем более значим какой-то факт, тем легче его запомнить», — говорит мастер запоминания и журналист Джошуа Фоер.
Суть наводящего кодирования в том, что новая информация связывается с ранее существовавшими воспоминаниями. Исследования показали, что долговременные воспоминания действительно создаются за счет того, что мы придаем смысл информации, которую мы хотим запомнить. Теоретически мы могли бы бесконечно расширять знания, связывая новую информацию с предыдущими знаниями.
Проблема в том, что при этом нужно иметь доступ к предыдущим знаниям и уметь придавать релевантное значение новой информации, которую вы пытаетесь запомнить. Чтобы запомнить что-то новое, вы должны помнить старое. Чтобы запомнить, нужно понять новую информацию и придать ей достаточно смысла при помощи старых воспоминаний. Процесс можно сравнить со змеей, кусающей свой хвост.
Технологии расширения сознания
Да, у мозга есть ограничения в отношении внимания, многозадачности и обработки. Но надежда есть. Расширять возможности мозга помогают технологии, которые мы начали использовать уже очень давно.
Когда люди стали рисовать на стенах пещеры, мы впервые использовали технологию расширения сознания. Рисование было не только способом общения, но и способом запоминания — помещение воспоминания в сосуд, гораздо более прочный и надежный, чем мозг. Каждый раз, делая короткую заметку на бумаге, вы используете технологию расширения сознания, которая умножает способность мозга запоминать информацию, придавать ей значение, понимать ее и устанавливать новые связи.
Еще один способ расширить сознание — математика. Она позволяет нам представлять понятия, которые никак иначе не укладываются в уме. Ни один человек не может представить себе все сложные процессы, которые составляют климатическую систему, поэтому мы полагаемся на математические модели, пытаясь решить сложную задачу.
Сегодня мы не просто переложили большую часть своей когнитивной работы на компьютеры — подумайте о калькуляторах, которые добавляют математике еще один уровень абстракции, — мы фактически расширяем свои мыслительные способности благодаря компьютерам.
Некоторые исследователи изучают весьма необычные способы расширения человеческого разума. Один из них, например, предлагает подключать мозг к другим мозговым клеткам, которые могут быть помещены в чашку Петри вне вашего тела или имплантированы в живот. Такой интерфейс мозг-мозг произвел бы огромное влияние на то, как мы воспринимаем и понимаем мир.
Человечество — это суперкомпьютер
В целом само человечество является суперкомпьютером. Знание — это продукт не только мозга. Знания приобретаются и распространяются одними, а затем обогащаются другими. То, что люди не могут понять сегодня, скорее всего, будет разгадано следующими поколениями.
Один человеческий мозг с его внутренними ограничениями возможно, не в состоянии понять мир, но коллективная сила человечества медленно, но верно приближает нас к теории всего. «Кривая удвоения знаний» показывает, что до 1900 года человеческие знания удваивались примерно каждые 400 лет. К концу Второй мировой войны знания удваивались каждые 25 лет. Сегодня считается, что человеческие знания удваиваются каждые 12 часов. Это огромное количество информации.
Часто считается, что инновации создают несколько талантливых людей, чьи продукты затем уходят в массы. Но на самом деле инновации — это плод коллективного разума. Три основных источника инноваций — это случайность, рекомбинация и постепенное улучшение. Вот почему языки с большим количеством носителей более эффективны для генерирования новых знаний и улучшения понимания мира.
Получается, что пока мы ждем способа сделать мозг более эффективным, на самом деле мы уже можем вносить свой вклад в коллективный мозг всего человечества — поделившись идеями и знаниями с другими людьми. Всего несколько лет назад и представить было трудно, какое влияние могут оказать личные знания. При нынешней скорости увеличения человеческих знаний наше понимание мира становится все более и более необычайным.