Мозг с годами работает не хуже. Правило 10 000 часов — миф. Что происходит у нас в голове?
«Наша психика такова, потому что таковы наши тело, мозг и образ жизни, то есть мы воплощены в наше материальное состояние. Доказано, что учить надо не математику, а математикой».
Психолог, доктор наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований РАНХИГС Владимир Спиридонов рассказал «ПостНауке», почему старение не обязательно ведет к потере умственных способностей и как на самом деле соотносятся наше Я и мозг. Главное из интервью в материале DK.RU.
Эксперт пояснил, что распространенное мнение о том, что мозг все делает за нас и при этом работает всего на 10% от возможной мощности — миф.
Мозг все время работает, работает целиком. В этом его главная сила и, по-видимому, главная слабость: он не может не работать, как акула все время должна плавать, иначе она утонет.
Также нет никаких подтверждений у утверждения о том, что для освоения чего-либо нужно 10 000 часов/10 лет.
— Если вы чем-то занимаетесь столько времени, есть шанс, что вы много чему научитесь. Но почему ровно столько, не вдвое меньше и не вдвое больше? Нет никакого ответа, это странное эмпирическое обобщение, которое зиждется на большом количестве реальных случаев, но внятного объяснения, почему столько, нет.
Владимир Спиридонов пояснил, что с годами психика человека начинает работать иначе. Это касается и творческих способностей, и внимания, и памяти, и мышления. Но это не значит, что с годами мозг атрофируется и мыслительный процесс становится все слабее.
— С одной стороны, происходят значительные потери. У нас есть две формы интеллекта. Один интеллект флюидный, гибкий, отвечающий за креативность в конкретных ситуациях, сообразительность, быстрое придумывание: сделать сырники из того, что есть в холодильнике. Эта способность слабеет. Другая форма интеллекта — кристаллический интеллект, структура знаний. Он развивается всю жизнь, продолжает быть устойчивым и помогает нам медленно, но зато надежно принимать решения. Второе преимущество возраста — возможность коллективной работы с учетом сильных сторон и недостатков партнера.
Возраст, конечно, влияет на интеллект не в лучшую сторону, но психика в каких-то аспектах ухитряется перенастраиваться и компенсировать потери.
Особенности мышления
— Что может препятствовать мышлению на пути к цели? Один из возможных ответов заключается в том, что только само мышление может быть для себя препятствием.
— Нужно договориться, кто такие мы и кто такой мозг. Мозг — это невероятное по мощности устройство. Я пытаюсь избежать выражения «вычислительное устройство», поскольку мозг — это значительно более богатая и серьезная конструкция.
В мозге происходят информационные процессы. Например, шахматист видит типичные сочетания расположения фигур на доске, может посчитать на сколько-то ходов вперед. Но даже в случае гроссмейстеров работа мозга сильно отличается от того, что делает техническое устройство.
Мозг — это громадный банк информации и механизмов, которые там срабатывают. Не очень понятно, как различать вас и мозг, чем вы отличаетесь от собственного мозга. Сознательные процессы, которые мы атрибутируем себе: «Я подумал, я придумал, я хочу помахать рукой», — это очень медленные процессы. Огромное количество процессов переработки информации идет «под водой», неосознаваемо. Но почему они «не ваши»?
Читайте также: Работа ради работы или вечный отдых? 100 или 4 часа в неделю нужно тратить на дела?
Между мозгом и сознательными процессами есть огромный слой психики, которая работает в автоматическом режиме. Переработка информации происходит настолько быстро, что сознание за этим не успевает. Но то, что происходит в вашем мозге и когнитивных процессах, обслуживает и сознательное принятие решений, представление о том, кто вы такой, ваши планы, вашу биографию. В этом отношении различение Я и мозга скорее анекдотическое: это вроде как и есть вы.
Почему еще противопоставление мозга и Я такое сомнительное? Один из важных трендов в развитии когнитивных наук — воплощенное познание.
Оно говорит, что наша психика такова, потому что таковы наши тело, мозг и образ жизни, то есть мы воплощены в наше материальное состояние. Это эволюционный подход, завязанный на идее, что сохранились механизмы, помогающие выживать и справляться с текущими проблемами, поэтому наше тело не случайно для нашего сознания. Как только мы включаем моторику или движение глаз в решение задачи, это облегчает работу для нашего мышления.
— С одной стороны, наука внятно указала, что когнитивная активность продлевает долголетие мозга. С другой стороны, учить надо не математику, а математикой. Занятия интеллектуальными видами деятельности развивают и другие способности. В отношении решения задач хорошо показано, что оно способствует эффективности и в других областях.