Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
107,17
112,80

«Может, женщина не хочет семью. Но ей нужно дожить до 30 и развестиcь, чтобы понять это»

«Может, женщина не хочет семью. Но ей нужно дожить до 30 и развестиcь, чтобы понять это»
Иллюстрация: Личная страница на Facebook

«Коммуникация большинства брендов выстроена так, что они разговаривают не с женщиной, а с ее хозяином. Транслируется мысль, что женщины — неамбициозные существа, счастье которых в мужике и детях».

Основатель феминистского телеграм-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова стала широко известна после зимней рекламной кампании Reebok «Ни в какие рамки», в рамках которой бренд предоставил слово «девушкам, которым есть, что сказать, и которые не стесняются быть собой». В России одним из слоганов кампании стало высказывание Маршенкуловой «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Эта цитата вызвала неоднозначную реакцию со стороны многих пользователей, и в результате Reebok удалил пост. Позднее в компании попытались объясниться: жизненные принципы героинь в чем-то расходятся с существующими шаблонами о роли женщин в обществе, поэтому их слова могут восприниматься неоднозначно. Теперь Залина Маршенкулова подробно и откровенно рассказывает, зачем нужен феминизм, в том числе и мужчинам, и почему маркетологам и рекламщикам нужно поменьше обращаться к гендеру.

— Феминистки обычно говорят полезные штуки, но ряд людей и обстоятельств создают нам имидж бесноватой колонны, которая хочет уничтожить человечество. Чаще всего мне говорят: «Залина, как же так, если женщин перестанут бить, то человечество погибнет!». То есть если женщин перестанут угнетать, они перестанут рожать. Поэтому я расскажу о критике и возражениях, с какими мне приходится работать. 

Иногда говорят «Все было так классно, пока не пришли феминистки!». Бабы знали свое место, варили борщи, а тут какие-то сумасшедшие что-то хотят и рушат наши традиции. Что же было хорошо? Осенью 2018 г. IKEA опубликовала даже не сексистский, а просто глупый пост, в котором женщину сравнили с собачкой. По старым временам он был безобидным, по новым — нет. Кстати, им возмутились не феминистки, а обычные женщины — подписчицы, которые хорошо зарабатывают и делают покупки в IKEA, а с ними разговаривают как с говном. 

Коммуникация большинства брендов в интернете выстроена так, что они разговаривают не с женщиной, а с ее хозяином.

И по старинке весь юмор выстроен так, чтобы было смешно ему. Но коммуникацию нужно менять. Как бы кому-то ни хотелось, женщина больше не кусок мяса, которую пускают в интернет, только если она сиськи покажет. 

Все стереотипы рождаются от незнания. Итак, чего хотят феминистки и что им возражают? Мы говорим: давайте перестанем убивать и угнетать женщин, платить им меньше за ту же работу, которую они делают наравне с мужчинами, искореним культуру изнасилования: дала — шлюха, не дала — все равно шлюха, скорее всего, еще и мертвая. Пока это получается не очень хорошо: если вы слышали про дело сестер Хачатурян (отец трех сестер держал их взаперти и насиловал, в итоге они его убили — прим. ред.), то знаете, что самый популярный комментарий к жертве изнасилования — это даже не «Сама виновата», а «Что же она не ушла?». Конечно, это же так просто, все бы так делали. Другой популярный комментарий — «Они должны сидеть в тюрьме». 

К сожалению, по статистике каждая третья женщина в России переживает домашнее насилие. Еще более ужасная статистика: 80% женщин, осужденных по статье «убийство» за последние пять лет, убили своего мужа или сожителя в результате самообороны. Жертвами насилия, особенно домашнего, в 90% случаев становятся женщины и дети.

Почему негатив почти всегда направлен на жертву изнасилования? Логика следующая: если женщина не виновата, ищи другую женщину. Есть люди, которые реально подозревают существование всемирного феминистского заговора. 

Еще одна глубинная проблема, с которой нужно работать — мизогиния. И самим женщинам в России, и мужчинам очень тяжело начать относиться к женщине как к равноценной, нормальной личности.

Веками человечество было не в курсе, что женщина — это не особый подвид собаки на службе человека, а уже человек. Мы так росли, воспитывались на такой литературе. Очень мало книг и произведений, где женщина выступает как личность. Это начали понимать только в последние 50 лет. 

Гендерных исследований не было, и мизогиния зародилась потому, что тебе каждый день говорят, что женщина должна крутиться вокруг члена. Вытравить быстро это нельзя. Потому нужны долбаные феминистки — это психологическая работа. Мизогиния внутри каждого из нас — и чаще внутри женщин. Это ненависть к себе, ко всему женскому — мы воспитаны в ней. Я сама была очень мизогинной. 

Очень многие женщины, особенно которые добиваются в жизни успеха, думают, что феминизм нужен только для неудачниц, а у тех, у кого все получается и кого любят мужчины, им он ни к чему. Это глупость — так рождается мизогиния. Нужно сформировать внутри себя хорошее, солидарное отношение к другим женщинам — и это работа. 

Большую часть времени я занимаюсь борьбой с гендерными стереотипами. Есть много стереотипов об особой женской логике — но ее нет. Гендерные стереотипы живы во всем мире, и они конкретно вредят экономике. Я работала в компании, где женщину не допускали до руководящей должности, потому что считали ее слишком красивой, и она казалась на этом посту легкомысленной, а не профессионалом. 

До сих даже в московских и петербургских вузах, когда девочка приходит учиться на программистку, ей говорят: «Может, ты лучше замуж выйдешь?». За этим стереотипом стоит куча личных историй. 

По сей день транслируется мысль, что женщины — неамбициозные существа, счастье которых в мужике и детях. Это неправда. Женщины, как и все люди, разные. Есть женщины, которые не хотят сидеть дома и воспитывать детей, но они понимают это позже, потому что им с детства говорят: «Если ты не выйдешь замуж и не родишь ребенка к 35, то все». Это насаждается на уровне государственной риторики. Может, женщина действительно не хочет семьи и детей, но чтобы это понять, ей нужно дожить до 30 лет и развестить, потому что она выскочила замуж в 20.

Женщина, которая развелась и сейчас профессионально занимается альпинизмом, написала мне: «Я так счастлива! Не знала, что нужно просто заниматься тем, чем хочу». Для людей это новость — они реально думали, что нужно спасать дурацкий, никому не нужный брак. Даже если есть ребенок, это не значит, что нужно поставить на себе крест и жить с нелюбимым человеком, как делают многие. А еще есть огромное табу на вынос сора из избы.

Феминизм нужен еще и затем, чтобы научить женщин говорить. Сказать: «Мне плохо, я не хочу быть мамочкой, не хочу быть замужем, я хочу быть альпинисткой!». 

Уровень амбиций женщин изменился. Но до сих пор на маркетинговом уровне транслируется ад. С мамочками в рекламных объявлениях разговаривают как со слабоумными: «Купи что-нибудь своему тугосере». 

Нет какого-то единого образа женщины, как и мужчины. До сих пор все публикации выглядят так: «Вам как мужчине следовало бы быть более брутальным». Эти гендерные стереотипы реально ломают людям жизнь. 

Поэтому феминизм нужен и женщинам, и мужчинам — чтобы последние могли работать флористом, учителем или нянечкой. У нас же, даже когда тема касается декрета, говорят: «Вы что, с ума сошли, как мужчина будет уходить в декрет?». Во всех европейских странах мужчины уходят в декрет и прекрасно себя чувствуют. У нас же ребенок — это проблема мамочки, а папа не принимает участия в его взращивании, и в декрет уйти не может, потому что это не по-мужски. 

Все эти легенды должны быть уничтожены в том числе потому, что патриархат убивает мужчин. Они умирают рано, потому что их воспитывают в духе: «ты должен заработать и обеспечить» и так далее. Это нагрузка на психику и сердце.

А мужчина тоже имеет право впасть в депрессию. И чтобы женщина, воспитанная в патриархальных традициях, не говорила ему «Ты что, слабак?», и нужен феминизм. Когда у нас полноценные партнерские отношения, то вся эта ерунда отпадает — если не можешь работать ты, значит, пойду работать я. Так что правда удобнее? Люди сходятся, чтобы делать друг друга счастливыми, и в партнерских отношениях это гораздо проще. Я 11 лет в браке и знаю, что это такое. 

Другой миф: женщины более эмоциональны, чем мужчины, поэтому им нельзя давать руководящие должности: мол, у нее ПМС, а у нас сделка на миллион. ПМС не влияет на когнитивные способности и не делает женщин глупее. Это не помеха руководить компанией: можно сравнить ситуацию с мужчиной, у которого похмелье — в принципе справляется. Женщина опять же в силу социологии, а не биологии, больше думает и анализирует, прежде чем принять серьезное для компании решение — а мужчина резко жмет на кнопку, потому что его воспитали решать все быстро. 

И поэтому по исследованиям женщины на 20-30% чаще страдают от комплекса самозванца, даже когда у них все получается и они достигают успеха.

Это не из-за биологии, а потому что нас так воспитывали: ты девочка, знай свое место. И это вселяет в тебя неуверенность. Когда женщина приходит на работу принимать серьезные решения, им сложнее. Это еще одна причина, по которой женщинам нужно говорить: «Все в порядке, вы сможете», «Это нормально, когда у вас что-то получается».

Еще один стереотип: секс продает. Исследование показало, что нет: человек запоминает, что он видел в рекламе что-то сексуальное, но он не помнит, что рекламировалось. Дело не в том, что мы обижаем этим женщин, выставляя их как предмет. Женское обнаженное тело нужно, если рекламировать нижнее белье. Зачем оно нужно во всех остальных случаях? Если заменить его на мужское обнаженное тело, это будет выглядеть странно. При этом на каждой маркетинговой конференции в России я слышу: «Сиськи продают». Я видела всплывающий баннер с полуобнаженной девушкой и надпись: «Она любит умных». Даже сделала тест, и никто не угадал, что рекламировала девушка — сервис кэшбека. 

Постепенно ситуация будет меняться, но проблема в том, что маркетологи привыкли так работать. Пример: компания, приложение по доставке еды, написала очень сексистский пост: «Закажи своему любимому борщ, и он подарит тебе iPhone». Не надо быть феминисткой, чтобы подумать: кто пользуется такими приложениями? Точно не тупые женщины, а те, кто работает, им некогда или они не хотят готовить. Это дискоммуникация — вы не говорите со своей целевой аудиторией. Естественно, все эти работающие женщины возмутились. Если вы маркетолог или рекламщик, рекомендую: чем меньше вы будете обращаться к гендеру, тем больше у вас будет друзей. В той рекламе можно было написать так: «Ненавидишь готовить? Мы тоже», или «Работаешь в жопе мира? Мы тебе привезем». Продукт нужен, чтобы решать проблему пользователя — его проблема никак не решается, если сказать «Купи своему милому борща».

Текст написан на основе выступления Залины Маршенкуловой в Ельцин Центре. Материал подготовил Андрей Пермяков / DK.RU. 

«Может, женщина не хочет семью. Но ей нужно дожить до 30 и развестиcь, чтобы понять это» 1

Самое читаемое
  • Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»
  • «Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов«Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов
  • На южной окраине Екатеринбурга построят новый технопаркНа южной окраине Екатеринбурга построят новый технопарк
  • ФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладамФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.