«Можно самоизолироваться и трястись от страха. А можно попробовать ощутить себя свободным»
Весенняя хандра знакома многим. Но в 2020 г. ее усугубляют дополнительные факторы — страх заразиться, страх остаться без средств, потерять работу. Что с этим делать — в интервью на DK.RU.
По данным ВОЗ, от депрессии в мире страдает более 264 млн человек. По словам психиатра, психотерапевта Сергея Курочкина, большинство специалистов еще с середины 70-80-х отмечало сезонность колебаний любых аффективных и даже серьезных шизофренических расстройств и обострений. Взаимосвязь настроения с повышением солнечной активности — доказанная вещь. Но не стоит пугаться, степень означенных душевных состояний бывает разная. И совсем необязательно сезонная хандра — равно депрессия.
Сергей Курочкин
Закончил Свердловский мединститут, интернатуру по психиатрии.
Работал в Свердловской областной психиатрической больнице.
Заведовал отделением в Клинике неврозов «Сосновый бор». Сейчас работает как практикующий психолог.
— Если говорить об аффективных расстройствах, мы делим их на экзогенные и эндогенные, — рассказывает Сергей Курочкин. — Экзогенные связаны с какими-то внутренними причинами, которые не до конца известны. К ним относятся шизофрения и то, что называли раньше МДП, а теперь — биполярное расстройство. В биполярном расстройстве есть фазы повышения или понижения настроения, депрессии. Либо — мания, маниакальные эпизоды, которые могут тянуться несколько недель или месяцев. Они разрушают способность к адаптации, хотя человек при этом может быть активным, легкомысленным, фонтанировать идеями. Все зависит от уровня.
Если это легкое, гипоманиакальное, состояние, человек активен, мало спит. Он как бы выпил шампанского, в легкой эйфории. Очень продуктивен, может и диссертацию написать за это время, и рекорды всякие побить. Но обычно за это приходится расплачиваться, и после мании наступает период депрессии, который также будет тянуться месяцами.
Серьезное маниакальное состояние просто опасно, поскольку ведет к неадекватности: человек недооценивает опасность, ощущает себя всемогущим, раздает всем деньги, беспрерывно говорит и может терять мысль. Это уже крайние формы, они нарушают работоспособность, адекватность, как и депрессия. Если она небольшая (субдепрессивное состояние), то человек держится, может ходить на работу.
Такое состояние вообще может быть продуктивным? Вспоминается Болдинская осень Пушкина, хотя он, пожалуй, не грустил.
— У него-то как раз было приподнятое настроение, творческий подъем. Вряд ли он страдал депрессией или аффективными расстройствами. Никто из психиатров, изучавших его творчество, об этом не упоминал. Да, у него были определенные особенности характера; у нас у всех есть подъемы, спады, они связаны с ситуационными вещами, внутренними конфликтами и неудовлетворенностями. Некоторые обладают пессимистичным взглядом на жизнь, пессимистичным характером, склонны к мизантропии. А депрессия сильно мешает — и творчеству, и работе.
Депрессивный характер и депрессия, выходит, разные вещи. Депрессивный характер — приговор?
— Речь о депрессивном расстройстве личности. Это не приговор, конечно. Это особенность восприятия мира, себя, постоянное чувство вины, поиски, в чем я не прав. Люди живут с этим. Правда, им тяжело, и окружающим тоже не слишком хорошо рядом с ними. Они или все берут на себя, или пытаются заслужить хорошее отношение. Но это не депрессия как таковая. Депрессия — это более глубокое расстройство настроения, с потерей энергии, ощущения радости жизни, с затруднением общения с людьми, затруднением мышления даже. Когда человек не может собраться, сосредоточиться, все делает через силу. Приходится заставлять себя, все беспросветно, и ощущение, что ты не живешь. Это тяжело. И связано, повторюсь, с внутренними процессами и переживаниями, неудовлетворенностью жизнью, миром. Либо это, как мы говорим, эндогенные механизмы, обусловленные нехваткой определенных веществ в организме.
Ну, это-то проще? Сделать анализы, выяснить, чего в организме не хватает, попить витамины…
— Анализы тут сделать сложно, потому что речь идет о нехватке веществ в головном мозге, в нейромедиаторах. Что такое антидепрессанты? Это вещества, влияющие на обмен веществ в биогенных аминах или нейромедиаторах. Какие-то увеличивают тот же самый серотонин. И это помогает.
Пьешь антидепрессант и искусственно повышаешь уровень серотонина.
— Серотонина, норадреналина. И идет снятие этого депрессивного состояния, связанного с нехваткой. Сейчас разрабатываются и другие методы, та же светотерапия или светолечение. Специальные лампы с определенным уровнем освещения.
Весной увеличивается количество пациентов?
— Тут же мы смешиваем несколько моментов. Если говорим про сезонные колебания, да, к этому моменту увеличивается неустойчивость, раздражительность, склонность к депрессии. Но это не зависит от внешних ситуаций — потери близких, внутренней неудовлетворенности. Мы можем говорить о том, что при смене сезонов уменьшается резистентность или устойчивость к психологическим факторам. Как если бы человек переболел гриппом, и у него потом ослаб иммунитет. То же витаминное или световое голодание. Настроение более лабильно.
Обычно выделяют три причины такого состояния: наследственность, индивидуальный опыт, перенесенные травмы; проблемы окружающего мира в целом; плохие жизненные условия, неустроенность быта. Что доминирует?
— На определенном этапе для одних главным может стать наследственный фактор и тогда минимальный стресс становится триггером. Другого травма вывела из колеи, а потом у него сформировался синдром. И то, и другое может работать. Мы говорим о преморбиде, состоянии перед болезнью. И кто-то больше склонен к инфаркту миокарда, кто-то к депрессиям. Типологически, психологически.
Некоторые привыкли говорить себе: мол, я неудачник, я ни на что не способен. Можно посоветовать человеку отказаться от этой установки или, скажем, активировать зеркальные нейроны?
— Ну, если бы все было так просто. «Откажись!» — и отказался. Развивать в себе эмпатию никогда не помешает. И здесь это не столько эмпатия, столько интроекция. Я как бы вбираю в себя другого человека, начинаю внутренне подражать. И начинаю себя чувствовать, как он.
Полезнее окружать себя людьми успешными, удачливыми, веселыми. И наоборот, депрессия может быть заразна?
— Нельзя так сказать. Рядом с человеком в депрессии чувствуешь больше напряжения, радости искать труднее. Если твой близкий болен депрессией, тебе тоже жить сложней. Как и с любой другой болезнью.
Сезонное расстройство или — «классическая» депрессия?
Возможно ли самостоятельно выйти из сезонного аффективного расстройства? По мнению Сергея Курочкина, лучше, если в этом поможет специалист, заниматься самодиагностикой не надо. Бывает еще маскированная депрессия с совершенно определенными признаками, которые нужно рассматривать в комплексе. Человек неспособен радоваться (ангедония) даже тому, что радовало раньше. Это первый признак: что-то не так. Возможно, еще нет подавленности и плохого настроения, но и радоваться сил уже нет. Потом добавляются апатия, плохое настроение, подавленность и тревога…
— Апатия — ничего не хочется, отсутствуют желания. Это уже второй признак. Дальше идут плохое настроение, подавленность, тревога, усиление апатии. Депрессии бывают разные: с тревогой или с апатией. Это мы говорим про настроение. Но есть еще другие факторы, другие признаки. Это нарушение коммуникации. Человеку в депрессии сложно общаться с людьми, ему не интересно, не нужно. Он старается побыть один, так легче. Нет энергии на общение даже с теми людьми, с кем раньше было приятно, будто пропадает резонанс. Нарушается мышление, падает концентрация внимания, человеку трудно соображать. Мысли вертятся про что-то плохое, возникает зацикленность. Вплоть до появления чувства вины и развития идеи о том, что он виновен во всех проблемах этого мира. Ну, и вегетативные, телесные нарушения. Нарушается сон, аппетит, а чаще всего все сразу. Кто-то начинает много есть, а кто-то, наоборот, перестает.
Обычно люди сначала проводят полное физическое обследование и только потом идут к психологу. Может, сэкономив денег, лучше пойти к нему сразу?
— Если все в комплексе, то лучше обращаться сразу. Мы сейчас не говорим о маскированной депрессии, т.е. «депрессии без депрессии». При ней внешне вообще ничего и не видно. Человек не выглядит ни грустным, ни подавленным. Но при этом испытывает физические страдания: непонятные боли, неприятные телесные ощущения, проблемы желудочно-кишечного тракта. Здесь они становятся главными. И тут люди обычно обследуются, а потом уже идут к психиатрам, психотерапевтам, чтобы лечиться. Сейчас многие терапевты, интернисты уже грамотные и догадываются, что речь идет о депрессии.
Осуждать человека за такие «ипохондрические» проявления тоже бессмысленно? Говорить что-то вроде: «Соберись, тряпка!».
— Бессмысленно. Эту апатию часто принимают за лень. Совсем недавно была девушка из архитектурной академии. Не может сдать сессию, ругает себя, корит. Мама ей говорит: «Слушай, что-то с тобой не то, такого никогда не было». Приходит: да, депрессия. Тут нужны антидепрессанты.
Критерии окончания лечения есть? Когда можно прекратить терапию?
— При краткосрочной терапии — когда выполнен запрос, с которым пришел клиент. При долгосрочной — когда у человека появляется возможность быть творческим и успешным в работе и близких отношениях (любви).
Мужчины-бизнесмены, «заедающие» женщины и молодые жены
Мужчины-бизнесмены приходят, как правило, в крайних случаях. Редко жалуются на эректильную дисфункцию, чаще на явления астении или неврастении, переутомление, слабость: «Не могу и не хочу работать, работы слишком много, отпуск не помогает, утром нет чувства, что отдохнул». Такая неврастения с нарушениями сна, ощущением постоянной усталости. Часто это случается, когда идут какие-то судебные тяжбы, особенно долгие, на месяцы и годы. И человек в такой ситуации уже с трудом справляется сам, ему нужна поддержка, часто лекарственная.
— Таблетки помогут восстановить сон, активность. Если ситуация еще терпимая, надо обратить внимание на стиль жизни. В большинстве случаев это люди, годами работающие без отпусков, по 12-14 часов. Трудоголики, у которых вся жизнь — в работе. И происходит выгорание. Нужно менять стиль жизни: вспомнить о юношеских хобби, о том, что в жизни есть не только дело, но еще и близкие люди, интересы, другие ценности, заняться спортом. Если этого не сделать, ситуация углубляется — депрессия, психосоматические проблемы, вплоть до онкологии.
Иногда взрослые мужчины во второй или третий раз женятся на женщинах, значительно их моложе. Ему за 50, а жене вдвое меньше, у нее ни климакса, ни морщин. Это работает?
— В какой-то степени да. Стимулирует, но — на время. Если не появится душевной близости, тепла, дружбы, ощущения помощника рядом, если это всего лишь внешний престиж, тогда вслед за одной женой нужна следующая, чтобы опять взбодриться, или что-то другое придумывать. Понятно, что некоторые так и меняют. Одна, вторая, третья… Если нет взаимопонимания, это не спасет.
Аналогично с женщинами. Некоторые психологи считают, что если женщина постоянно занимается спортом, значит, она зациклена на этом, недовольна собой, своим телом. Дополнительный признак депрессии, заниженной самооценки, какой-то психологической неадекватности. Можно и шире взять, когда губы накачивают и грудь…
— Тут надо развести. Занятия спортом и поддержание себя в форме в любом возрасте важно, особенно после 40-ка или 50-ти. Это действительно создает внутренний тонус и позволяет чувствовать себя бодрее. Другое дело внешние изменения, которые женщины практикуют на каком-то этапе, и они тоже бодрят, но… На какое-то время хватает, а потом опять. Если не будет принятия собственного возраста, хватит ненадолго. Не принимая свой возраст, можно стать постоянным клиентом пластических хирургов, если есть деньги. А есть и благородное старение, естественное, спокойное.
Есть такое правило: «улыбайся, притворяйся, пока не поверишь!». Насколько оно справедливо?
— Да, исследования подтверждают, что между внутренним состоянием и выражением лица есть как прямая, так и обратная связь. Если улыбаешься, вроде как и внутреннее состояние может стать лучше. Но, опять же, притворяться длительное время — не поможет. Это будет маска, которая налипла на нас и уже не действует собственно на настроение. На лице улыбка, а внутри — плохо, холодно, тяжело. Рассогласование между внешним и внутренним. На Западе пьют антидепрессантов больше, чем у нас. Еще и в силу того, что им постоянно нужно держаться «бодрячком». А это вообще-то напрягает. Чтобы подпитывать эту маску, точно нужны антидепрессанты.
Коронавирус как репетиция апокалипсиса
Ситуацию с коронавирусом уже можно определить как легкую репетицию апокалипсиса. Народ переводят на «удаленку», закрывают школы. Несмотря на русский «авось» и некоторую нашу географическую удаленность, уже и в России люди скупают гречку, туалетную бумагу, дезинфекторы. Масок в аптеке нет. Вирусологи говорят о том, что иммунитет к коронавирусу недолговечен, Значит, он может «возвращаться». К тому же, вирус не отменяет экономического кризиса. Как не поддаваться панике?
— Думаю, советовать здесь бессмысленно. Люди, склонные к панике, все равно будут паниковать. Те, кто умеет отличать реальность от своих фантазий, наверное, будут это делать. Еще раз: призывать «не поддаваться панике» бессмысленно. Феномен толпы работает. Паника началась не вчера. И СМИ здесь играют большую роль.
И все же пара рецептов для спокойствия, психологической детоксикации в условиях инфодемии?
— Они очень простые. Жить своей жизнью, радоваться тому, что есть. Любить того, кто рядом. Заниматься своим делом, и чтобы оно было. Когда есть ощущение бессмысленности или пустоты жизни, человек пытается заполнить пространство своими фантазиями. Когда есть чем заниматься, для кого или для чего жить, легче справляться с любыми трудностями, не только с паникой из-за коронавируса.
Виктор Франкл говорил, что если человек знает, «зачем», он перенесет любое «как». Вынужденная изоляция, кто-то просто одинок. А если семья, тут другая сложность. Вон в Китае после эпидемии резко возросло число разводов.
— Думаю, что в наш век развития коммуникаций изоляция все же не так сложна. Онлайн, скайпы, звонки. Вопрос в другом. Человек может самоизолироваться и трястись от страха. А может заняться чем-то, на что у него никогда не хватало времени: писать, читать, рисовать, общаться с близкими. Кто-то будет трястись и считать себя узником в своей квартире, а кто-то использует это время с максимальной для себя пользой. Если мучают дурные мысли, вспомните о приятном, переключитесь. Попробуйте что-то новое: непрочитанные книги, непросмотренные фильмы, люди, с которыми вы не находили времени пообщаться. Попробуйте ощутить себя свободным.
Автор: Юлия Гольденберг, специально для DK.RU