Подписаться
Курс ЦБ на 17.01
102,37
105,80

«Мы нарушили три «золотых» правила бизнеса и только так стали владельцами»: Евгений Кобзев

Евгений Кобзев
Евгений Кобзев. Иллюстрация: Личный архив

«В отношениях с инвестором оказалось куда важнее поступать методом «от обратного». Как новые совладельцы «Кнопки» стали собственниками своей компании вопреки популярным у экспертов «разумным советам».

Рубрика «Особое мнение» на DK.RU
 
Евгений Кобзев, сооснователь и директор сервиса для предпринимателей «Кнопка»:
 
В конце 2016 г. я и мои партнеры, Антон Сизов и Андрей Завьялов, подписали соглашение с инвестором проекта «Кнопка» Эдуардом Пантелеевым и официально стали совладельцами бизнеса, в который до того три года вкладывали все свои силы, время и энергию. То есть реализовали «голубую мечту» практически всех топ-менеджеров — перешли из категории наемных сотрудников в категорию собственников. Произошло это так естественно и легко, без всяких сложностей или давления сторон друг на друга, что я не сразу осознал, насколько нетипично все это для нашего рынка. А когда задумался, понял, что, оказывается, для того, чтобы стать владельцами нашего бизнеса, мы и наш инвестор нарушили сразу несколько всем хорошо известных правил. Причем не абы каких правил, а вполне себе «золотых», таких, которые вообще-то на каждом углу повторяют разные гуру венчурного финансирования и прочие эксперты. То есть мы, сами того не осознавая, поступили «наоборот», и оказалось, что это сработало куда лучше. Вот эти три правила, которые мы нарушили. 
 
Первое правило: обо всем договаривайтесь на берегу, прописывайте условия работы и закрепляйте их на бумаге. 
 
Когда в 2013 г. мы ушли из СКБ Контура и, задумав свой проект, впервые встретились с Эдуардом Пантелеевым, то сразу сказали ему, как представляем свое будущее: со временем мы хотели бы стать совладельцами. Он отметил, что не против такого расклада, но на начальном этапе совершенно непонятно, в какой форме лучше всего определить наше участие в проекте: владение долями, участие в прибыли, опционы? В разных компаниях это реализуется по-разному. Например, есть такие гиганты, как Майкрософт, и владение их акциями означает, что у тебя на руках практически живые деньги, ты в любой момент можешь продать этот актив. А бывают схемы вроде бонусной системы, когда ты формально владеешь какой-то долей и имеешь права на какие-то деньги и полномочия, но в структуре компании это такая мелочь, что никому это не надо. 
 
И тут мы с партнерами, послушав Эдуарда, допустили первую «ошибку»: мы согласились, что сейчас совершенно не представляем перспектив и поэтому будем работать фактически на честном слове. Все наши планы и предположения относительно своей роли в компании не были закреплены даже банальным имэйлом!
 
Я уверен, что никакой суд и никакой договор не защитит неопытного стартапера от уловок корпоративных юристов, если те захотят его обмануть. Если вас захотят обмануть — обманут обязательно, поэтому только личное доверие, и только потом — все бумаги. Вот база нормальной работы! 
 
Второе правило: инвестор не должен сам работать в проекте.
 
Вы наверняка слышали массу примеров, как человек, вложивший деньги в проект, а потом решивший «порулить», губит все дело. Этих историй так много, что правило стало уже аксиомой. Так вот, Эдуард вложился в проект, но также стал его полноправным реализатором, причем он не был нам начальником, а был именно участником команды. Хотя говорят, что это неправильно, но именно это обстоятельство позволило нам безо всяких проблем вернуться к разговору про разделение долей в бизнесе. Потому что работали вместе, друг другу доверяли, никто не ждал подвоха. 
 
Я, честно, даже не помню, кто начал этот разговор, но спустя примерно полтора года после запуска проекта мы написали свои пожелания письменно и закрепили их. Но это все еще было простое письмо в стиле «Я обещаю, что…». 
 
Третье правило: вкладываться надо в перспективный продукт, а в команду без продукта не надо вкладываться. 
 
Несмотря на это обстоятельство, деньги были вложены прежде всего в людей. Мало кто из инвесторов признается, но такое периодически происходит, я и сам получал подобные предложения в стиле «сделайте продукт, мы пока не понимаем точно его очертания, но верим, что именно ваша команда это сделает круто». 
 
Я готов развивать такую практику. У нас сейчас в бизнесе есть люди, которым я готов предложить в перспективе долю в компании. И очень надеюсь, что у меня и моих партнеров хватит духу и справедливости поступить так же, как Эдуард, когда придет время. Потому что, к сожалению, на нашем рынке очень мало таких историй, очень редко люди поступают не по бумаге, а по справедливости, а такие истории были бы очень полезны. В России люди с хорошим опытом предпочитают подольше поработать в найме в каком-нибудь сильном бренде типа Яндекса, а потом сразу перебраться за океан, где уже пробовать делать что-то свое. 
 
Тот факт, что всего этого мы с партнерами добились, нарушая «золотые правила», а не следуя им, показывает, как мало у нас в действительности изучена сфера стартапов. Если бы Эдуард Пантелеев нас кинул, все бы обратили на это внимание, начали бы говорить, что «все пропало». А так мы пришли в проект фактически под честное слово, и спустя три года тот, о кого зависело соблюдение договоренностей, просто отдал нам часть бизнеса. Потому что обещал. И мы выполнили свои обещания. Он мог просто продать компанию, и никто бы его ни в чем не обвинил. Но человек добровольно отказался от немаленьких денег, потому что посчитал это справедливым! Это определенная культура инвестирования, и именно она приносит свои плоды в современной экономике, именно она лежит в основе прорывных проектов, а не толстенные договоры и армии юристов. 
Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.