«Мы сейчас можем создать альтернативный парламент»: секреты праймериз глазами бизнеса
«Еще посмотрим, кто кого использует: партия нас или мы их». DK.RU опросил уральских предпринимателей, в чем они видят интерес бизнеса к новому партнерству с властью.
В феврале 2016 года руководство самой влиятельной политической партии страны «Единая Россия» запустило процедуру предварительного голосования, по итогам которого должны определиться наиболее вероятные кандидаты для включения в предвыборный список партии на сентябрьских выборах. Эта процедура получила название «праймериз» по аналоги с известными внутрипартийными выборами в США. Сейчас регистрация участников праймериз завершена, кандидаты выступают на дебатах и общаются с избирателями. Само голосование во всех регионах пройдет в один день — 22 мая 2016 года.
Деловые круги Екатеринбурга оказались удивлены той активностью, с которой отдельные общественники и бизнесмены города включились весной 2016 года в процедуру праймериз. Но чем активнее разворачивается маховик предвыборных процессов, тем чаще звучит простая мысль: если новую волну политизированности регионального российского общества нельзя остановить, ее нужно возглавить. DK.RU собрал различные мнения уральских предпринимателей: от «система вас перемелет» до «так и надо действовать».
Илья Борзенков, владелец сети «Норд»:
«Жечь сердца людей глаголом, находясь в оппозиции, — дело нехитрое. Но 99% инициатив, становящихся законами, идут от ЕР. Разумными желаниями людей партия всерьёз интересуется и старается их системно учитывать в парламентской работе. При этом становиться депутатом я не хочу. Во всяком случае, пока парламенты не перестанут рассматриваться исполнительной властью как декоративные органы, нужные лишь для легитимизации уже принятых решений. Поэтому на праймериз я пойду не по проходному округу где-нибудь в глубинке, а по фрондирующему Ленинскому району Екатеринбурга, где даже лидер партийного списка ЕР депутатом Заксобрания точно не станет».
Анатолий Павлов, фермер и владелец частной пекарни «На Вишневой»:
«История с праймериз сама по себе мне знакома мало. Однако из опыта наблюдений за тем, как бизнесмены идут во власть, я могу вывести простое правило: система легко и непринужденно перемалывает всех, и отдельно взятый успешный и адекватный человек с бизнес-мышлением, какой бы правильный он ни был, ее не изменит. Во власть идут умные люди, а выходят оттуда глупые законы.
Систему можно менять, но это возможно только тогда, когда во власти в течение короткого времени накапливается критическая масса людей с готовностью к реформам и опытом их проведения. Я знаю и уважают отдельных участников праймериз, но в целом мне пока что это кажется нереальным».
Станислав Черный, исполнительный директор РГ Deltaplan:
«Власть — это очень сложный собеседник, диалог с которым бизнес вынужден вести постоянно. Так было до этих громких событий, будет и после. Другое дело, что часто это непубличное взаимодействие (лоббирование, переговоры). Дистанцированность бизнеса от публичной политики последних лет – иллюзия, потому что если бизнес не будет постоянно работать с властью, некоторые рынки в нашей стране просто исчезнут. Это вопрос нашего общего выживания.
Но важно понимать, что работа с властью — штучная работа, в которой не бывает универсальных правил игры, ошибиться очень легко. Сейчас у группы общественников и предпринимателей появилась возможность громко «звучать» в информационном пространстве за счет праймериз. Хорошо или плохо для бизнеса — пока не знаю, будем наблюдать».
Александр Мальцев, директор компании «Ниссан Клуб»:
«Я считаю, что такими инструментами как праймериз пользоваться полезно хотя бы потому что подобные формы активности — это выражение гражданской позиции бизнеса. Уверен, что ответственность предпринимателя перед обществом выше, чем у обычного гражданина, он отвечает и за себя и за других людей. И если повестка дает такой вариант продемонстрировать свою ответственность, то почему бы и нет. Я сам в этой процедуре не участвовал, т.к. далек от политики и не был информирован об этих мероприятиях, но идея общения бизнеса и власти интересна в любом виде, обязательно приму участие в будущем».
Предприниматель, владелец нескольких объектов торговой недвижимости, пожелавший остаться неизвестным:
«Наши власти пробуют «обелить» выборный процесс в своих целях. А для бизнеса как носителя идеи контроля общества над властью просто нет другого пути, кроме как держаться за институт выборов. Без них силовиков уже ничто не остановит.
И в этом ключе активность узнаваемых людей на праймериз всем на руку. Я считаю, что предварительные выборы переломили ситуацию, заставили уважаемых людей в региональной деловой элите без неуместных улыбок воспринимать публичную политическую активность своих коллег, руководителей и владельцев бизнеса.
Камень преткновения в том, что властям важно любой ценой показать, что праймериз — это массовое мероприятие, иначе оно обесценится. И вот тут видно, что от старых привычек отказаться очень сложно. От своих знакомых в политических кругах области я знаю, что на совещаниях с участием партийного руководства обсуждались планы по явке на праймериз. Говорили о 10-15% избирателей, хотя жестких показателей никто не ставил. Беда в том, что начальству даже необязательно что-то говорить, люди на местах сами начинают работать «на результат» так, как они привыкли понимать.
Некоторые предприниматели думают, что праймериз — это просто трибуна для заявления повестки. Но вдумайтесь, что случится, если такие предвыборы пройдут нормально? Мы получим список реальных «народных депутатов», и не важно, дадут им потом места в основном составе или нет. Важно, что партия «Единая Россия» за свой счет может создать кадровый резерв честного и альтернативного парламента. И при таком подходе еще неизвестно кто кого использовал».
Напомним, что официально «Единая Россия» выдвинет предвыборный список на втором этапе своего съезда во второй половине июня 2016 года. По логике праймериз в этот список должны войти победители предварительных выборов, но съезд в интересах партийной политики сможет добавить к нему «политических тяжеловесов» для победы на сентябрьском голосовании.