«Мы создаем порочные элиты». Почему богатые и успешные люди вызывают у всех восторг
«Мы хвалим филантропов за щедрость, даже если она мало что даст обществу, даже если свое богатство они добыли предосудительным способом. Мы превозносим их, создавая очень сомнительное общество».
После того, как в апреле этого года едва не сгорел собор Парижской Богоматери в Париже, имя магната Франсуа-Анри Пино стало известно на весь мир, ведь он выделил €100 млн на реконструкцию здания. После его публичного заявления последовал поток пожертвований и от других благотворителей и компаний.
Несмотря на внушительную сумму, вложение Пино составило лишь 0,3% его состояния. Будь у него средний достаток французской семьи, его дар был бы равен примерно €840. Не такая уж маленькая сумма для обычного француза, но кто отказался бы отдать ее, зная, что за этим последуют такие же похвала и известность, которые накрыли Пино?
Как пишет Fast Company, мы живем в эпоху чрезмерного возношения богатства и власти. Высшие эшелоны общества купаются в море почестей, наград и известности. Это видно и по страницам глянца, и по различным «фестивалям идей», где перед миллиардерами заискивают все присутствующие. Мы хвалим филантропов за их щедрость, даже если их благотворительность мало что даст обществу, даже если свое богатство они добыли предосудительным способом. Мы благодарим их за то, что они вмешиваются в политику или настаивают на школьной реформе, прежде чем увидим какие-либо результаты их деятельности, и даже если обоснованно сомневаемся в пользе, которую они принесут.
Так неизбежно встает вопрос о меритократии, форме социальной организации, основанной на восхвалении и осуждении. Люди сигнализируют о том, кто заслуживает власти и статуса, восхваляя их за характер, талант, продуктивность и поведение, а также о том, кто достоин понижения в статусе и лишения власти, осуждая их за пороки, неумение и ошибки.
Читайте также: Современные подростки не дерутся в школах и не интересуются сексом
Если оценки людей адекватны, в иерархии поднимаются те, кто лучше, и понижаются те, кто хуже. Достойные люди будут совершать достойные дела, обладая силой и статусом. Когда система работает, появляется аристократия — правление элиты. Так думали разные мыслители, начиная с Аристотеля.
Но эта система не работает и не может работать сама по себе. Похвала и осуждение, как правило, отражают существующие иерархии власти и статуса, придавая им больше веса. Дело в том, что похвала и осуждение зависят и от человека, которого судят, и от человека, который судит.
Если в меритократии каждый захочет продвинуться вперед, похвала и осуждение будут зависеть от того, что помогает людям продвигаться вперед. Иными словами, происходит награждение похвалой сильных и уважаемых и осуждение тех, у кого нет власти и статуса. Так произошло с системами, которые большинство людей явно отвергает, такими как идея превосходства белых и патриархат — иерархий, построенных по расовым и гендерным признакам.
Эти системы сохранились, несмотря на совершенную несостоятельность их основных моральных суждений. Ведь те, кто живет в этой системе, заинтересованы признавать эти суждения законными.
Меритократии в целом убеждают участников системы воспроизводить моральные оценки, которые лежат в их основании, и считать эти оценки объективными и оправданными, тогда как на самом деле они формируются не объективными критериями, а тем, кто сильнее.
Похвала и осуждение — идеологическая завеса, которая поддерживает легитимность меритократической иерархии. Люди склонны хвалить других и искать похвалы, потому что мы хотим завоевать расположение окружающих и получить тому подтверждение.
Кроме того, у нас есть еще более сильный стимул восхвалять богатых и влиятельных людей, ведь завоевание их расположения дает вам особый источник поддержки. Чем ближе кто-то к элите, тем больше у него шансов оказаться восхваляемым толпой людей, жаждущих его благосклонности.
Поскольку наш век массового неравенства создает более богатых и влиятельных людей, волна чрезмерного восхваления нарастает. Можно даже предсказать появление порочного круга: восхваление богатых и влиятельных подтверждает, что они достойные люди, заслуживающие своего состояния, что, в свою очередь, усиливает их богатство и влияние, а это приводит к еще большему поклонению.
При этом чрезмерное восхваление странно и негативно влияет на поведение людей. Есть много психологических исследований, демонстрирующих, что люди действуют в логике моральной компенсации: те, кто считает свое поведение хорошим, думают, что это дает им право действовать плохо в будущем.
Если эти исследования верны, они, по-видимому, подрывают социальные последствия похвалы и осуждения: чрезмерное восхваление людей может побудить их к плохим действиям, в то время как осуждение усилит хорошее поведение.
В наши дни попадание в элиту часто связано с правильным резюме: дипломы Оксбриджа или Лиги плюща, стажировка в ведущей консалтинговой фирме или инвестиционном банке, работа в правительстве, написание книги или выступление на конференции TED с рассказом о своей работе. Люди с такими резюме получают признание и уважение, даже несмотря на то, что их достижения предопределены рождением в правильной семье, знакомством с правильными людьми и попаданием в струю. У общественности нет оснований принимать это как объективную основу для похвалы.
Если мы хотим создать по-настоящему демократическое общество — общество, в котором мы относимся друг к другу как к равным, — мы должны обуздать такое чрезмерное восхваление и порочные последствия такого поощрения общественности. Наверное, стоит стремиться к противоположной крайности: сдерживать похвалы и быть более осмотрительными в отношении богатых и могущественных людей, чтобы восстановить равновесие.