«Мы успешно прошли турбулентность» – Ринат Иржанов о настоящем и будущем Промсвязьбанка
Один из крупнейших игроков рынка финансов пережил серьезную трансформацию: из частного — в банк с госучастием, опорный для ОПК. Как Промсвязьбанк прошел турбулентность и остался ли банком для бизнеса?
Новый управляющий Уральского филиала Промсвязьбанка Ринат Иржанов ответил на непростые вопросы о периоде санации и рассказал, будет ли банк сфокусирован только на работе с оборонно-промышленным комплексом.
Со второй половины 2017 г. ситуация вокруг Промсвязьбанка была «туманной». Как банк работал в «переходный» период? Ощутили ли его ваши клиенты?
— В конце 2017 г. в наш банк зашла временная администрация, начался процесс санации. Однако операционная деятельность не останавливалась. Средний менеджмент, линейные сотрудники продолжали выполнять текущую работу. На мой взгляд, Промсвязьбанк успешно прошел период турбулентности. Мы свели к минимуму неудобства для клиентов. Конечно, это был напряженный момент. Люди волновались, звонили, но мы выполняли все обязательства и сохранили клиентскую базу: банк не остановил свою работу ни на один день. Я видел ситуацию снаружи и изнутри, поскольку находился в эпицентре происходящего, в головном офисе, и курировал региональную сеть, через меня проходили все вопросы, возникавшие в филиалах.
Надо отдать должное регулятору и правительству, которые достаточно быстро определили главный вектор развития Промсвязьбанка. Основной пул клиентов удалось сохранить, в том числе благодаря слаженной работе всей команды. Практически все компании, ушедшие в ноябре-декабре 2017 г., вернулись к нам на обслуживание.
В 2018 г. была поведена работа по выявлению проблемных активов. Впоследствии они были переданы в Банк проблемных активов (прим.: выделен из «ФК Открытие»), и сейчас не имеют отношения к Промсвязьбанку.
ЦБ сделал вас опорным банком для исполнения гособоронзаказа. Зачем государству в принципе потребовался специализированный банк ОПК? Почему для решения этих задач выбрали именно ПСБ?
— Создание специализированного банка ОПК было практически неизбежно. С одной стороны, работа с этим сегментом очень специфична, строго регламентирована, сопряжена со множеством нюансов. С другой, государству необходим такой банк из-за серьезного внешнего давления.
Я могу высказать только свое мнение. Важную роль в том, что государство поддержало наш банк в непростой период и выбрало его в качестве опорного, сыграл масштаб: в момент санации Промсвязьбанк входил в ТОП-10 крупнейших банков страны по разным показателям, был признан системно значимым.
Думаю, одним из ключевых факторов выбора ПСБ в качестве финансовой структуры для работы с «оборонкой» была очень сильная, успешно работающая филиальная сеть, соотносящаяся с основными центрами нахождения предприятий ОПК.
Сейчас мы не единственный банк, работающий с ОПК, но опорный для этого сектора. За год мы перестроили инфраструктуру, обновили технологическую базу и сейчас полностью готовы сопровождать весь ГОЗ в рамках банковского обслуживания.
Государство планировало законодательно закрепить за Промсвязьбанком обслуживание не менее 70% контрактов по гособоронзаказу, объем которого — около 1,5 трлн руб. Состоялось ли такое закрепление? Завершился ли процесс передачи другими банками кредитов оборонных предприятий на баланс ПСБ?
— Этот процесс продолжается. За год в банке была сформирована инфраструктура для комфортной передачи предприятий ОПК к нам на обслуживание. Мы создали департамент по работе с ними, центры сопровождения гособоронзаказа в ключевых регионах, сформировали штат. Мы взаимодействовали с предприятиями ОПК и до смены статуса, будучи частным банком, насколько это позволяло делать законодательство. Став опорным банком сектора, мы нарастили свои возможности и компетенции.
Остается ли Промсвязьбанк банком для бизнеса и для физических лиц? Чем вы интересны этим категориям клиентов? Дает ли статус государственного вам больше возможностей и преференций?
— Мы остаемся универсальным банком и продолжаем развиваться в этом направлении. Промсвязьбанк исторически был одним из лидеров по работе с малым и средним бизнесом, как, впрочем, и с крупным корпоративным. Замечу, что в течение 2018 г. мы занимались развитием бизнеса во всех секторах, оттачивали свои продукты, что позволило банку успешно выйти из периода санации.
Мы традиционно сильны в розничном сегменте. Благодаря работе с ОПК клиентский портфель ПСБ хорошо прирастает за счет военнослужащих и сотрудников других госструктур. Конечно, для них точкой входа в банк выступает обслуживание в рамках зарплатного проекта. Но мы нацелены на комплексное взаимодействие.
Сейчас Промсвязьбанк — лидер по выдаче военной ипотеки в стране. С начала этого года банк выдал почти шесть тысяч кредитов по программе военной ипотеки — больше, чем любой другой банк-участник. Объем выдачи составляет порядка 20 млрд руб. Общаясь с военнослужащими, мы видим большую потребность в повышении финансовой грамотности, поэтому работаем с ними и в этом направлении.
Мы сохранили в себе качества коммерческого банка — гибкость, лояльность, отзывчивость, оперативность, но, став государственным банком, получили определенную поддержку и дополнительные возможности.
Мы активно участвуем в программах поддержки МСБ, в частности, в «Программе 8,5» (прим.: программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность в приоритетных отраслях). Банк серьезно помогает бизнесу в работе с госзаказом: мы предоставляем свою высокотехнологичную платформу, открываем спецсчета для участия в тендерах, оперативно выдаем электронные гарантии (1–2 суток).
В первом квартале 2019 г. банк показал хорошую прибыль — 5,6 млрд руб., она выше ожидавшейся. Бизнес Уральского филиала растет во всех сегментах по активам и пассивам, мы существенно увеличили клиентский портфель.
Резюмируя, могу сказать, что ПСБ успешно конкурировал на финансовом рынке, будучи частным банком, и продолжает это делать в новом статусе. Мы нацелены на прирост бизнеса во всех сегментах — розничном, малом и среднем, корпоративном.
Не могу не спросить у вас как банкира мнение о ситуации в банковском секторе и его перспективах
— Идет конкурентная борьба за качественных клиентов, которых не становится больше, скорее наоборот. В ней выиграет тот, кто ближе к клиенту, технологичнее, современнее. Традиционная банковская модель сохранится, но будущее — за дистанционными каналами, цифровизацией. Мы понимаем, что успешным будет лишь банк, развивающийся в этом направлении, и, разумеется, действуем.
Последний вопрос — личный. Вы для Екатеринбурга — новая фигура. Какой была ваша карьера до момента, когда вы возглавили Уральский филиал ПСБ?
— Я работаю в банковской сфере более 15 лет. С 2010 г. — в Промсвязьбанке: сначала возглавил отдел корпоративного бизнеса в Челябинске, потом стал заместителем управляющего банка в Уфе. В течение 2,5 лет я курировал региональный средний бизнес в головном офисе Промсвязьбанка в Москве. И вот вернулся на Урал, «на землю». Позиция топ-менеджера филиала позволяет непосредственно работать с клиентами, «глаза в глаза». В Москве мне этого очень не хватало. Для меня близость клиенту — преимущество должности управляющего филиалом.