Мы все работаем только затем, чтобы уволиться. Почему такая философия нормальна
В середине 1990-х гг. на рынке труда Европы появился новый тренд. Во главу угла соискатели начали ставить не долгосрочные отношения с работодателем, а кратковременную работу.
Австрийский экономист Фридрих Хайек и его общество «Мон Пелерин» придумали новую социальную философию, согласно которой каждый человек должен воспринимать себя как бизнес и главу корпорации «Я». Эта философия оказала огромное влияние на организацию рабочих мест в Европе, отношение к своему делу и планированию карьеры. Так в центре развития карьеры встала идея увольнения. И в этом нет ничего плохого, пишет американское издание Aeon.co.
История компании American Airlines — яркий пример того, как излишняя забота о сотрудниках и их денежном довольствии может сыграть с компанией злую шутку. Руководство авиалиний однажды решило, что зарплата их сотрудников находится ниже конкурентоспособного уровня. Было принято решение внедрить систему денежных бонусов.
Последствия этого шага негативно сказались на бизнесе American Airlines. Направив денежный поток в сторону сотрудников, а не акционеров, стоимость акций компании резко упала.
Урок был хорошо усвоен. После этого случая руководство авиалиний старалось экономить на сотрудниках и нанимать их на более короткий срок, чтобы сохранить стоимость своих акций. Тем более, что для «одноразовой» работы не надо нанимать людей на долгий срок. В самой компании прямо об этом не говорят, однако бывшие работники American Airlines утверждают, что философия компании звучит следующим образом:
Лучший кандидат — человек, который работает, чтобы потом уволиться.
Сторонники идеи о том, что каждый должен быть главой корпорации «Я», относятся к этому нормально. В конце концов, карьера — это череда занятости в разных компаниях. Сотрудники меняют свое отношение к работе и думают о том, как построить карьеру в новом мире, где не стоит ждать особых бонусов от работодателей. Сейчас человек может узнать свою стоимость на рынке труда, только если будет искать работу, чтобы потом с нее уйти.
Такое мышление особенно подходит офисным работникам. Они работают в офисе какое-то время, чтобы затем устроиться в другое место. Полностью оценить качество и перспективность рабочего места можно лишь во время ее поиска.
И если раньше хорошей считалась работа, которая находится недалеко от дома, где обещают хотя бы среднюю зарплату, то теперь все изменилось.
Хорошая работа сейчас — это та работа, где можно подготовиться к службе в следующей компании.
Если вы так много трудитесь, что у вас нет времени поискать новое место работы — у вас плохая работа. Хорошая работа должна вести к следующему трудоустройству в другой компании или организации.
Текущие правила трудоустройства таковы: выбирать работу надо в зависимости от того, насколько хорошо или плохо будет вам , если вы оттуда уволитесь.
Такое отношение влияет и на руководство. Хороший менеджер — это не тот, который указывает всем, что делать, а тот, кто помогает сотрудникам приобрести навыки для последующего трудоустройства.
Один из спикеров тренинга для начинающих менеджеров в Беркли рассказал, что когда в его команду приходит новичок, он идет с ним на обед и говорит ему следующее: «Не ты работаешь на меня, а я на тебя. Моя работа заключается в том, чтобы обеспечить тебе условия для эффективного труда. Однажды ты от нас уйдешь — у каждого из нас долгий карьерный путь, и все мы меняем множество работ. Когда ты захочешь уйти, надеюсь, я смогу тебе помочь устроиться на новое место».
Меняются и отношения в коллективе. Сейчас далеко не каждый человек задерживается долго на своей должности. Раньше, чтобы подняться по карьерной лестнице, нужно было просто стабильно и упорно работать, не привлекая к себе особого внимания и поддерживая хорошие отношения с начальством. Теперь такой способ не работает.
Гораздо важнее заводить знакомства — когда столько людей пытается устроиться на вакантное место, наличие связей в компании может сыграть решающую роль.
Когда вы понимаете, что можете уволиться в любой момент, вы иначе относитесь к работе и своему рабочему месту. Сотрудники любят дела, которыми они занимаются, но не фирму, на которую работают. А потому они более мобильны и готовы в любой момент уйти в другую компанию, где продолжат делать любимую работу.
Рекрутеры считают, что человек, не испытывающий любви к делу, негативно влияет на коллег. Проще говоря, когда вы любите свою работу, но не любите место, где вы работаете, вам легче уйти куда-то еще.