«Мы за год-полтора превратили потенциально убыточный отдел в отдельный прибыльный бизнес»
Мечта бизнеса: сделать убыточные обслуживающие отделы центрами прибыли. У Bright Fit это получилось всего за год. Но автор уникального проекта утверждает — главное не в доходе, а в сверхцели.
Уральский институт фитнеса, дочернее подразделение сети фитнес-клубов Bright Fit, начал свою работу в июле 2016 г. Его идеолог и директор Елена Шехец в прошлом работала на производственных предприятиях. В профсообществе г-жа Шехец известна как автор системы профессиональной подготовки кадров для рабочих специальностей.
В сфере здоровья и красоты прошлый опыт пригодился. Но оказалось, что в вопросе подготовки кадров можно шагнуть дальше и сделать не просто хорошую систему обучения, но отдельный полноценный бизнес-проект. Интервью на DK.RU.
Как возникла идея создания института?
— Меня пригласили в Bright Fit в 2014 г. — на позицию hr-менеджера, чтобы отстроить ключевые бизнес-процессы, связанные с персоналом. На тот момент у компании было два клуба, около 60 человек персонала, а полноценная кадровая политика только формировалась. Ни подбор, ни адаптация, ни мотивация не были поставлены системно, поэтому началось все с того, что я занялась описанием бизнес-процессов, разработкой регламентирующих документов, стала выстраивать систему подбора персонала.
В 2015 г. эта задача была завершена, и мы провели первую аттестацию. Она вскрыла серьезную проблему: на рынке труда совершенно нет готовых кадров. Я говорю про тренерский состав, тренеров по всем направлениям — тренажерный зал, групповые программы, бассейн, детский фитнес. В основном, на рынке трудились люди почти без опыта, прошедшие краткосрочные курсы, — другими словами, продвинутые любители.
Более того, после аттестации наших сотрудников выяснилось, что даже тот минимальный уровень профессиональных компетенций, который мы хотим, требует кардинальной переподготовки. Так появилась идея ввести обучающие курсы внутри нашего бизнеса.
Мы сразу решили, что это будет не междусобойчик «для своих», а полноценная образовательная структура для всех желающих — лучших выпускников планировали трудоустраивать в Bright Fit.
Каковы были сроки и этапы реализации проекта?
— Первая идея возникла после аттестации, в начале 2015 г., а уже осенью оформилось решение. На разработку концепции и общую подготовку ушло несколько месяцев. Бизнес-план собственнику я представила в феврале 2016 г. К маю сформировала команду преподавателей — это десять человек, сотрудники нашей компании и несколько экспертов из других клубов и учебных центров.
В июле 2016 года, ровно год назад, Уральский институт фитнеса начал работу. С тех пор у нас ежемесячно набираются группы на 3-х месячный курс «Инструктор тренажерного зала. Персональный тренер», курсы «Инструктор групповых программ», и более 20 курсов для действующих тренеров — повышение профессиональной квалификации.
Идея с трудоустройством лучших учеников оправдала себя. Схема выглядит довольно просто: если в первый месяц человек проявил себя, сдал промежуточный экзамен и готов к практике, мы начинаем его адаптировать к работе в фитнес-клубе, чтобы к моменту сдачи итогового экзамена у него уже закончился испытательный срок.
А что на счет ресурсов, которые потребовались для запуска?
— Вложения в проект были невелики: мы сделали ремонт в помещении, закупили офисное оборудование (проектор, оргтехника). Серьезно мы вложились в предварительную подготовку преподавателей.
С самого начала Институт позиционировался как самостоятельный бизнес-проект со своей экономикой: например, мы арендуем помещения у управляющей компании и платим арендную плату как отдельная организация.
Как сейчас в целом выглядит рынок, на котором вы работаете?
— На рынке довольно интересная ситуация. С одной стороны, уже есть известные игроки: в Екатеринбурге существуют два учебных центра, которые работают уже более 10 лет. Но с другой, центры предлагают только сверхкороткие учебные курсы (примерно 60 часов) и по итогам выдают ученику бумагу, что он стал фитнес-тренером. Это катастрофическая ситуация для профессии.
Например, наш курс длится 165 академических часов. Мы даем знания людям, которые никогда не имели отношения к фитнесу. Программа очень разноплановая, начиная с основ анатомии и физиологии, заканчивая методиками кроссфита, функциональным тренингом. Наши студенты изучают и психологию работы с клиентами (мы включаем этот блок в методику построения тренировочного процесса), и диетологию и спортивную фармакологию, и прочее.
У нашего проекта есть важная сверхзадача: мы формируем профессиональное сообщество специалистов. Я уверена, что мы принципиально отличаемся именно высокими стандартами. Не знаю, как в других центрах, но у нас нельзя купить сертификат. У нас в каждом потоке из 10 человек 1-2 не сдают итоговый экзамен.
Кто сейчас хочет стать фитнес-тренером? Много ли таких людей?
— Традиционно это две категории людей: либо в прошлом спортсмены, либо действующие клиенты фитнес-центров, которые добились заметных результатов и поняли, что эта сфера им нравится и здесь можно хорошо зарабатывать. У нас сейчас идет девятый набор, и есть просто потрясающие примеры: девушка-архитектор и парень-психолог окончили курс в 2016 г. и уже несколько месяцев подряд становятся одними из лучших тренеров всей сети. У нас каждый месяц внутри сети составляется рейтинг топ-5 среди всех тренеров, и каждый месяц 2-3 человека из этого топа — выпускники нашего Института.
Считаю: очень показательно, что человек, придя в сферу фитнеса не более полугода назад, уже может выйти на топовые позиции и зарабатывать выше 80 тыс. руб.
К сожалению, пока у индустрии есть проблема — профессия фитнес-тренера слабо популяризирована. Большинство людей не представляют, какой огромный потенциал скрывается за этой профессией: реально многие могли бы работать в нашей индустрии и отлично самореализоваться и зарабатывать.
А как же старая проблема: вы хорошо учили человека, а он ушел к конкурентам?
— Это не проблема. Напротив, это часть нашей миссии — формировать профессию. Я лично знаю таких людей, кто учился у нас, а теперь успешно трудится в других компаниях. Тут важно то, что когда мы учим человека в Уральском институте фитнеса, то стараемся сформировать определенные ценности работы, а эти ценности близки компании Bright Fit.
Важная часть моей миссии — раскрыть перед учащимися потенциал фитнес-индустрии. Я лично запускаю каждую группу, читаю лекцию о введение в профессию, рассказываю про этот бизнес, про то, как в нем можно заработать, раскрываю структуру фитнес-клубов, карьерные и профессиональные возможности.
При этом, повторюсь, Институт фитнеса работает в партнерстве с Bright Fit, но готовит специалистов не только для этой сети.
Какие перед вами стоят финансовые задачи?
— За год проект вышел на самоокупаемость и работает от месяца к месяцу с небольшой прибылью. То есть сейчас мы решаем задачи сети по формированию кадрового резерва. У Института нет задачи стать сверхприбыльным, мы должны работать в плюс, это главное, и мы с этим справляемся.
Какими видите перспективы на будущее?
— Нужно брать новые темы, новые территории. Например, я хочу открыть массажные курсы, запустить обучение косметологов. Думаю, эти направления появятся в следующем году. А в 2017 г. мы запускаемся в Нижнем Тагиле, до конца года планируем организовать обучение в Челябинске и Тюмени.
На Тагиле хочу обкатать пилотный проект: выездной семинар для тренажерного зала. Мы специально для этого создали отдельный продукт, сократили курс на 40 часов, с трудом, но зато переформатировали под задачу на новом месте и сделали его окупаемым с учетом логистики.
Большой потенциал вижу в сфере ивентов.
А если говорить глобально: фитнес — это ведь не только про совершенствование тела, это про определенное отношение к жизни. Сейчас вопросами качества жизни задается все больше людей, это открывает для нас новые возможности развития.