В благотворительность со студенческой скамьи: как работает академический фандрайзинг?
«В Германии, когда ребенок заканчивает школу, родители могут подписать специальный договор. В нем обозначается сумма, которую они готовы жертвовать учреждению ежегодно в знак благодарности».
Понятие «фандрайзинг» зародилось в США. Главной предпосылкой к его появлению стало резкое сокращение госфинансирования социально-культурных проектов. Тогда за содержание этих важных сфер взялись состоятельные предприниматели и целые корпорации. Это явление и получило название фандрайзинг.
То же самое происходит и в нашей стране. Культурные организации и учебные заведения стали активнее привлекать капиталы компаний. Появилось множество механизмов содействия в сфере науки и образования, а негосударственные средства привлекаются как для развития отрасли в целом, так и для реализации отдельных исследовательских и образовательных проектов.
Опытом привлечения средств со стороны компаний и благотворительных фондов обменялись порядка 200 экспертов на V Форуме академического фандрайзинга, прошедшем в Уральском федеральном университете. Руководители образовательных и научных учреждений, чиновники, представители фондов и бизнеса и сами студенты обсудили, как должна формироваться культура донорства и благотворительности в вузе.
Мероприятие открыл ректор УрФУ Виктор Кокшаров, который выступил модератором пленарного заседания. По его словам, именно в университете у студента начинается активная благотворительная жизнь.
По объему эндаумент-фонда УрФУ мы не можем похвастаться, он не самый большой в России — 90 млн руб. А вот количество его участников — более 8 тыс. человек. И часть из них — это студенты и преподаватели. Мы считаем, что в России мы показываем пример. Пускай кто-то сделает небольшое вложение в благое дело, но это вложение на века, фундамент для активного вовлечения в благотворительность для всех тех, кто участвует в ней со студенческой скамьи, — отметил он.
К слову, привлечение человеческого, частного капитала для финансирования отдельных образовательных программ и проектов — частая практика за рубежом. Об этом рассказал еще один спикер Форума, председатель совета директоров компании NAUMEN Александр Давыдов. Его компания занимается финансовой поддержкой талантливых студентов и участвует в создании в УрФУ целевого капитала на развитие спортивного программирования.
К нам обратился представитель вуза, искренне болеющий за развитие спортивного программирования, и сказал, что образовательному учреждению необходим эндаумент. С деньгами нам было расставаться не жалко — мы знали, на какие цели и проекты пойдет финансирование. Но, когда компания участвует в создании целевого капитала, — это лишь одна форма эндаумента. Есть и другой вариант — получение процента с капитала людей. Например, в Германии, когда ребенок заканчивает школу, его родители могут подписать специальный договор. В нем обозначается сумма, которую они готовы жертвовать учреждению ежегодно в знак благодарности. Такую же схему можно применить и в вузе. Выпускники, в которых университет заложил качественные и фундаментальные знания, так или иначе ощущают долг перед альма-матер. Необходимо только, чтобы выпускники понимали, кому и на что идут эти деньги. Сейчас вообще растет роль человеческого капитала, — сказал Александр Давыдов.
Выступающие поддержали идеи и предложения председателя совета директоров NAUMEN аплодисментами и отметили еще один важный аспект, без которого невозможно обойтись, когда речь заходит о фандрайзинге. Это опыт. Причем, как зарубежный, так и других вузов, которые успешно идут по пути филантропии. Спикеры были единодушны во мнении, что при работе с фандрайзингом необходимо формулировать большую идею и искать не деньги, а способы воплощения задуманного.
Когда вы думаете о чем-то большом и стратегическом, ставьте себе большие цели. Небольшие цели достигаются автоматически. Не ставьте маленьких целей, потому что, когда вы их достигнете, дальше уже ничего не сделаете, — отметила исполнительный директор Фонда целевого капитала Европейского университета в Санкт-Петербурге Светлана Лаврова.
Участники форума также обсудили зарубежный опыт развития фандрайзинга. С отдельным докладом на эту тему выступила директор центра исследований филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ Елена Чернышкова. Вместе с коллегами она провела большое исследование филантропических начал в странах БРИКС. По словам спикера, Россия в развитии благотворительных инициатив находится на лидирующих позициях.
В каждой из стран БРИКС наблюдается высокий уровень неравенства и филантропия является способом выравнивания этого неравенства. Капитал компаний здесь играет важную роль. Важной особенностью благотворительных инициатив в странах БРИКС является не слишком высокий уровень доверия к тем, кому дают деньги. Если говорить отдельно о России и о нашем преимуществе в сравнении с другими странами, то можно отметить, что у нас есть уникальный инструмент — это система поддержки гражданского общества, который организовал фонд поддержки президентских грантов. Ежегодно из него на различные проекты распределяется около 8 млрд руб., — сказала Елена Чернышкова.
Спикер также назвала несколько российских фондов, которые открыты новым образовательным идеям и готовы материально поддерживать разнообразные проекты. Это фонд Геннадия Тимченко, фонд Владимира Потанина, фонд «Вклад в будущее» и другие.
Финальным аккордом в беседе о развитии академического фандрайзинга прозвучали слова первого проректора по экономике и стратегическому развитию УрФУ Даниила Сандлера, который отметил, что вуз давно начал движение по тропе филантропии, но, чтобы сделать это движение регулярным, необходимо разработать целый комплекс мер, задач, поставить краткосрочные и долгосрочные цели.
Чтобы выдвинуть единые цели, нам понадобится 5-7 лет. В ближайшие годы нужно поддерживать мультимножественность сообществ и партнеров, которые помогают нам работать с этим направлением. Мне кажется, что некоторые участники стоят перед такими задачами. Здесь нужен диалог, — резюмировал Даниил Сандлер.