На электронных авиабилетах заработают сети платежных терминалов
эксперты Анна Андреева заместитель генерального директора департамента продаж авиа- и железнодорожных перевозок агентства «Меридиан» Сергей Бузько генеральный директор турфирмы «МИР» Константин Кол
эксперты
Анна Андреева
заместитель генерального директора департамента продаж авиа- и железнодорожных перевозок агентства «Меридиан»
Сергей Бузько
генеральный директор турфирмы «МИР»
Константин Коледа
глава представительства Austrian Airlines на Урале
Ирина Колесникова
пресс-секретарь S7 Airlines (Москва)
Наталья Конарева
директор турфирмы «РоссТур»
Андрей Черемных
генеральный управляющий SITA в России и СНГ (Москва)
Сколько сэкономят авиакомпании?
Когда продажи билетов на 100% уйдут в Интернет?
Почему турагентства не боятся всплеска индивидуального туризма?
ВКитае сегодня бумажный авиабилет можно встретить разве что у коллекционеров или в музее — в 2007 г. страна полностью перешла на электронные билеты (eticketing). Они в ходу практически во всех развитых странах, а вот Россия пока только на полпути от бумажных билетов к электронным.
Европейские и американские перевозчики продают только электронные билеты, а их российские коллеги либо предлагают оба варианта, либо только начинают присматриваться к электронке. Причины? Плохое техническое обеспечение и людские стереотипы. По словам авиакомпаний, первым потребителям сервиса eticketing было психологически сложно привыкнуть к отсутствию бумажного бланка.
Переводить авиаперевозчиков на электронные билеты начала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)1, объединяющая 240 компаний, три года назад. Россия должна была полностью перейти на eticketing к июню 2008 г.
Этого не случилось. У нас до сих пор не все еще понимают, что продажа электронных билетов и продажа билетов через Интернет — две разные услуги, хотя и то и другое доступно не первый год. С 2004 г. авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7 Airlines), а с 2005 г. — «Трансаэро» начали продавать билеты через свои сайты. Пассажир бронировал билет, а затем выкупал его в кассах компаний, в турагентствах, билетных кассах или оплачивал с помощью банковской карты, забирал привычный бланк и ехал в аэропорт.
Eticketing — совершенно другая технология. Здесь пассажир бронирует на сайте билет и сообщает адрес, на который ему высылают маршрутную квитанцию. Брать ее с собой необязательно, эта квитанция нужна лишь как шпаргалка — на ней указан номер рейса и время вылета. Квитанция приходит в качестве подтверждения, что информация о человеке заведена в базу данных. На регистрации требуется предъявить только паспорт, данные сверят по электронной базе и пропустят пассажира на посадку.
В России одним из первопроходцев сервиса eticketing стала компания S7 Airlines, начавшая с апреля 2007 г. повсеместную продажу электронных билетов как через собственный сайт, так и через агентов. «Мнение, что электронный билет обязательно нужно покупать через сайт, — просто миф. Практически одновременно с продажей электронных билетов через сайт мы начали продавать eticket в обычных билетных кассах, — рассказала «ДК» Ирина Колесникова, пресс-секретарь S7 Airlines. — Поначалу, конечно, люди требовали бумажные билеты, и по желанию авиакомпания их предоставляла. Сегодня всего 0,03% пассажиров продолжают просить бумажный билет, все остальные привыкли к электронному».
В Екатеринбурге первыми сервис eticketing предоставили Austrian Airlines. По словам Константина Коледы, главы представительства Austrian Airlines на Урале, продавать электронные билеты этого перевозчика начали с октября 2006 г., а с июня 2008-го их можно купить не только в офисах авиакомпании, но и у любых розничных агентов.
О плюсах электронных билетов трубят на каждом углу. Во-первых, все данные о пассажирах хранятся на сервере компании, нет бумажной волокиты. Во-вторых, с помощью eticketing о пассажире можно узнать намного больше, чем раньше. Заполняя анкету на сайте, человек отвечает на вопросы, из которых потом формируются спецпредложения компании: скидки, бонусы, введение новых блюд на борту и даже открытие новых направлений. В-третьих, электронный билет нельзя забыть дома или потерять. Данные паспорта с данными в базе сверяют на аэропортовом контроле и регистрации, т. е. с помощью eticketing можно отследить, на каком этапе в случае непредвиденных ситуаций «застрял» пассажир. Помимо авиаперевозчиков и пассажиров электронные билеты — благо для других бизнесов: IT-вендоры и компании, развивающие системы платежных терминалов, получают большие заказы, билетные кассы уходят в корпоративный сектор. А вот турфирмы пока не знают, как относиться к eticketing.
Каждая авиакомпания после полного отказа от бланков должна экономить $9 c билета. Г-жа Колесникова заверяет, что на деле никакой экономии от введения электронных билетов S7 еще не ощущает, даже наоборот, компания пока только увеличивает свои затраты. По данным IATA, экономия достигается за счет сокращения расходов на изготовление фирменных бланков, уменьшения трудозатрат, но это происходит лишь в том случае, если компания полностью сменила технологию. S7 пока вынуждена поддерживать обе технологии (продажи электронных и бумажных билетов). Чтобы внедрить eticketing во многих аэропортах, компания самостоятельно устанавливала электронное оборудование. «Переход на eticketing нельзя осуществить за один день. Где-то мы договаривались с аэропортами и работали совместно, где-то работали на оборудовании аэропортов, а где-то устанавливали все свое, чтобы предоставить пассажирам возможность подключиться к технологии», — объясняет Ирина Колесникова.
Сегодня S7 подключила к электронному билету 35 из 39 российских городов своей маршрутной сетки. На международных направлениях из 37 аэропортов оборудование установили 32. Эту ситуацию подтверждает и г-н Коледа. «Austrian Airlines сейчас много вкладывают в сервис электронного билета, поскольку нам нужно установить оборудование во всех аэропортах, куда приземляются наши самолеты. Это 130 направлений. Мы установили оборудование практически во всех городах, а с 2008 г. за электронными билетами нашей компании необязательно ехать в наши офисы. Eticketing от Austrian Airlines можно приобрести у любого агента», — отмечает он.
Инвестировать в eticketing придется всем авиакомпаниям. Отказ от этого повлечет за собой потерю членства в IATA и трудности работы, особенно на международных направлениях. По мнению представителей авиакомпаний, в будущем их ждет массовый электронный интерлайн. Уже сейчас только у S7 Airlines около 40 интерлайн-соглашений . В скором будущем эта тенденция охватит всех авиаперевозчиков, что повысит уровень комфорта для пассажира. Но авиакомпании начнут экономить не раньше чем через год-два. Как прогнозируют эксперты «ДК», перевозчики станут сокращать число сотрудников, тратить на их содержание меньше средств и увеличивать пассажиропоток.
Чтобы авиакомпания смогла внедрить сервис eticketing, ей нужен качественный канал связи, специализированные программы для технического объединения автоматизированных систем аэропорта с системами авиакомпаний. Сложность в том, что в некоторых аэропортах страны есть проблемы даже с обычным Интернетом. В идеале перевозчик договаривается с IT-компанией, и та устанавливает оборудование во всех аэропортах, куда летают его самолеты. В некоторых аэропортах используют системы Sabre, «Астра», «Купол», «Растр», «Регина» и др. А S7 Airlines подключила к работе корпорацию SITA2 и внедрила ее разработку SITA Departure Control System.
«Хостовая система SITA DCS востребована российскими и зарубежными авиаперевозчиками. Компании стремятся предоставить высокотехнологичные услуги пассажирам и тем самым повысить качество обслуживания. Уже более 50% пассажиров, вылетающих из аэропортов России и СНГ, фиксируют с помощью системы регистрации компании SITA», — рассказал «ДК» Андрей Черемных, генеральный управляющий SITA в России и СНГ. Первую пробную систему электронной регистрации пассажиров SITA установила в Иркутске еще в 2004 г. Помимо электронного билета внедрение SITA DCS в аэропорту позволяет авиакомпаниям, не имеющим собственных систем, использовать технологии, рекомендуемые IATA: киоски саморегистрации, 2D-штрихкодирование на посадочных талонах (двумерный штрихкод, способствующий сокращению издержек и снижению времени прохода на посадку), применение багажных бирок по технологии RFID (радиочастотная идентификация багажа, повышающая надежность процесса его обработки), не затрачивая при этом дополнительных ресурсов. Также обеспечивается возможность регистрации на рейс через Интернет и по мобильному телефону, сквозной регистрации на всю длину маршрута в случае перелета со стыковками, в том числе при пользовании услугами разных авиакомпаний на сегментах полета.
Одни перевозчики подписывают договоры с теми компаниями, которые уже установили подобные системы, и работают вместе на одном оборудовании. Другие — заключают самостоятельные союзы с IT-операторами. По словам г-на Черемных, в России клиенты SITA — S7 Airlines, «Трансаэро», «Владивосток-Авиа», «ГТК Россия» и ряд других перевозчиков. «Проект по внедрению электронных билетов стоит для авиакомпании около $100 тыс., если учитывать организацию взаимодействия с другими системами», — отметил он. Авиаперевозчиков только в России около 200, а компаний, устанавливающих IT-оборудование для них помимо SITA, в мире всего не больше десяти. Среди них есть и российские — «Комтех-Н» и «ТАИС». С помощью таких систем возможна электронная регистрация пассажиров, анализ баз клиентов и многое другое.
Рост доходов IT-компаний, специализирующихся на разработке подобных решений, добавляют эксперты, составляет от 40 до 80% в год. Фирмы, занимающиеся этим бизнесом, в ближайшие год-два будут удваивать свои обороты за счет увеличения доли перевозчиков, работающих с электронкой. Мелкие IT-фирмы это «обогащение» не затронет: авиакомпании предпочитают сотрудничать с крупными корпорациями, имена которых на слуху. По мнению Андрея Черемных, электронные билеты еще больше увеличивают долю покупок через Интернет. «На мой взгляд, пассажиры будут все реже покупать авиабилеты в кассах турфирм, предпочитая делать это на сайте авиакомпании или онлайн-агентств, не выходя из дома или офиса. Если агентства не смогут вовремя перестроиться, уход покупателя в Интернет может сильно повлиять на их бизнес».
С введением eticketing турфирмы и билетные кассы становятся слабым звеном: зачем клиенту вообще туда идти, если он может заказать билет, оплатить его картой или через платежный терминал и спокойно ехать в аэропорт? 95% билетов low-cost-перевозчиков продаются через Интернет. У стандартных авиакомпаний, например S7, эта цифра равна 15%, но представители компании прогнозируют рост заказов билетов через Сеть до 40% за три года. Эксперты говорят о том, что этот процесс может значительно увеличить число людей, планирующих свой отдых за границей самостоятельно.
В скором будущем помимо eticketing через собственные сайты компаний можно будет также бронировать отели на дни пребывания пассажира в городе прилета, заказывать трансфер по индивидуальному маршруту. Программу полного самообслуживания уже сейчас разрабатывает один из российских авиаперевозчиков. Клиент, покупая билет, будет тут же выбирать тип сервиса на борту, отель, в котором он хочет разместиться, сроки пребывания в нем, трансфер и даже экскурсии. Затем он выкупает билет, регистрируется и садится в самолет. Общение с представителями авиакомпании, турагентствами и билетными кассами сведено к минимуму. «Через пять лет количество билетных касс действительно сократится, — подтверждает гипотезу Анна Андреева, заместитель генерального директора департамента продаж авиа- и железнодорожных перевозок екатеринбургского агентства «Меридиан». — Люди с каждым годом все активнее пользуются Интернетом, а авиакомпании получили возможность уменьшить свои расходы. Они начнут экономить на количестве сотрудников, на документообороте. Билетные кассы будут терять доход».
Туроператоров же, как ни странно, тотальный переход на электронку не пугает. Многие авиакомпании, входящие в IATA, в принципе отменили комиссионные своим агентам. Если раньше вознаграждение агенту составляло 5-6% от стоимости билета, то сейчас эти проценты авиаперевозчики фактически кладут в свой карман, не делясь прибылью с туристическими компаниями. «Доход нашей турфирмы от билетов не зависит, — комментирует тенденцию Наталья КонАрева, директор компании «РоссТур». — Перевозчики максимально упрощают систему, чтобы сократить свои расходы и сделать более доступным бронирование и покупку билетов через Интернет, а следовательно, более легким переход на электронные билеты». Это мнение подтверждает и Сергей Бузько, генеральный директор турфирмы «МИР». «Переход на электронный авиабилет говорит о тренде удешевления авиаперевозок, потому что раньше билеты нужно было напечатать, привезти из-за рубежа, поскольку их печатали там, растаможить. Все авиакомпании стремятся к отказу от бумажного билета по одной простой причине: чтобы деньги после интернет-бронирования сразу шли на их счета. Перевозчикам нужны живые деньги и нужны быстро, чтобы покупать фьючерсы, авиационный керосин, выплачивать кредиты. Суть безбумажной технологии не в лишении турфирм заработка, а в повышении скорости поступления денег на счета авиакомпаний», — считает г-н Бузько.
Однако билеты перевозчиков, которые отменили комиссию, турфирмы все равно продают в том же количестве. По словам г-жи Конаревой, приходится сегодня брать за выписку билета собственный сбор — в среднем 100-150 руб. «Это, конечно, намного меньше, чем комиссионные. Тарифы за последние полгода выросли так сильно, что 5% комиссии с билета были бы приличной суммой. Например, на международных направлениях тарифы идут от 500 евро и выше, а бизнес-класс — от 600-700 евро и выше. 5% от 700 евро и от 150 руб. — есть разница?» — объясняет ситуацию она.
Пока сокращения продаж авиабилетов туркомпании не замечают, так как по-прежнему люди активно ходят в турфирмы с просьбой помочь забронировать билет или выбрать удобный маршрут. «Далеко не всем удобно заказывать билеты через Интернет и расплачиваться карточкой. Некоторым для отчетности перед компанией все равно нужен бланк билета или маршрутная квитанция, за которой они идут в кассы», — отмечает Наталья Конарева. А Сергей Бузько вообще оптимистично относится к введению электронных билетов и популяризации интернет-бронирования. Он уверен, что услуга бронирования через Сеть поворачивает клиента в сторону турфирмы. «Конечно, билетные компании отомрут, а туристические, наоборот, получат ресурс дополнительного времени, чтобы отшлифовать все свои программы. Клиенты приходят с распечаткой электронного билета, и турфирмам останется подобрать под него тур со всевозможными дополнительными сервисами — это упрощает задачу компаниям», — отмечает он.
Представители билетных касс полностью уходить с рынка пока не намерены. «Оттока клиентов мы не чувствуем, может, потому, что в Екатеринбурге пользоваться электронными билетами начали совсем недавно, — рассуждает г-жа Андреева. — Спрогнозировать, как быстро русский народ научится пользоваться услугой без посредничества касс и турфирм, сложно. Сейчас, на мой взгляд, 5-10% пассажиров покупают билеты через Интернет, остальным необходима консультация специалистов. В ближайшие год-два количество офисов мы сокращать не будем, для этого пока нет предпосылок, а вот в корпоративный сектор уже сейчас уходим довольно активно. Будущее билетных касс за крупными компаниями, которым оформлять билеты для командированных сотрудников удобнее через специального менеджера».
Авиакомпании ищут новые способы, как быстрее и с меньшей себестоимостью взять с потребителя плату за электронные билеты. Один из таких способов — платежные терминалы, которых в России уже больше 300 тыс. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2007 г. оборот моментальных платежей через терминалы составил $14,6 млрд, а по итогам 2008 г., как прогнозируют эксперты, он вырастет еще на 30% и достигнет $20 млрд. В прошлом году пассажиры «Аэрофлота», Sky Express, British Airways, Air Canada и других крупных авиаперевозчиков получили возможность оплачивать покупку электронных билетов с помощью терминалов компании CyberPlat («КиберПлат»)3, первой в стране запустившей проект по оплате eticketing. При бронировании билета пассажир получает код, который нужно ввести в поле на экране терминала. Пока все платежи осуществляются без комиссии.
Представители компании не отвечают на вопрос, насколько выгодно такое сотрудничество, но, по мнению экспертов «ДК», оплата услуг авиакомпаний для организаций, развивающих сеть платежных терминалов, — направление выгодное и перспективное. Как только клиенты привыкнут к терминалам, операторы сетей платежных терминалов наверняка введут комиссию с каждого билета. Им есть за что бороться: общая стоимость всех проданных билетов российских авиаперевозчиков в 2007 г. составила $10 млрд, и эта цифра ежегодно увеличивается. Пока авиакомпании совместно с системами электронных платежей развивают сервис оплаты билетов через терминалы, эксперты «ДК» поговаривают о том, что в скором будущем платить за электронный билет можно будет, отправляя SMS-сообщения с мобильного телефона. И тогда подсчитывать выгоду от продажи авиабилетов будут уже сотовые операторы.
(1) IATA (International Air Transport Association) — Международная ассоциация воздушного транспорта. Организована в 1919 г. в Гааге как союз авиакомпаний. Включает 101 представительство по всему миру. Выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях, как обеспечение безопасности полетов, производство полетов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов и др. Из российских компаний в IATA входят ГТК «Россия», «Аэрофлот», S7, «Трансаэро», «Волга-Днепр», «Владивостокские авиалинии».
(2 )SITA (Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques) — швейцарская многонациональная информационная организация, предоставляющая телекоммуникационные и IT-услуги в авиационной отрасли. Создана в 1949 г. одиннадцатью авиакомпаниями в виде кооператива для объединения существовавших на тот момент в авиации средств связи. Сегодня SITA работает с 220 странами и регионами по всему миру. Центральный офис SITA расположен в Женеве (Швейцария). Доход компании SITA в 2007 г. составил $1,42 млрд (1,06 млрд евро). SITA — лидер в Центральной и Восточной Европе среди поставщиков автоматизированных систем регистрации пассажиров и багажа. Всего в мире более 250 авиакомпаний и агентов наземного обслуживания регистрируют пассажиров с помощью системы SITA DCS.
(3)CyberPlat («КиберПлат») — крупнейшая электронная платежная система в России. За 2007 г. через нее провели 1,25 млрд платежей. Общее количество точек приема платежей компании — более 100 тыс., с учетом субдилерских — более 140 тыс. Общий оборот платежной системы (за 2007 г.) — $4,7 млрд.
Интерлайн-соглашение — принятие к перевозке на свои рейсы пассажиров с билетами авиакомпаний-партнеров.
детали
Зарегистрироваться «без пробок» предлагает все больше авиакомпаний
Авиакомпании, в которых внедрили систему электронной регистрации SITA DCS (2008 г.)
Aerosvit Airlines
AirMoldova
Azal
Georgian Airlines
OrenAir
S7 Airlines
Uzbekistan Airways
«Татарстан»
«Армавиа» (завершается внедрение)
«Владавиа»
ГТК «Россия»
«Дальавиа»
Международные авиалинии Украины
«Сахалинские авиатрассы»
«Трансаэро»
«Уральские авиалинии»
Источник: SITA.