Подписаться
Курс ЦБ на 17.01
102,37
105,80

«На каждого фрилансера есть запасной фрилансер. Ничего личного!» — Станислав Воробьев

«На каждого фрилансера есть запасной фрилансер. Ничего личного!» — Станислав Воробьев
Иллюстрация: личный архив Станислава Воробьева

«Люди, которые осознанно выбрали для себя работать на диване или на пляже, — изначально другие. Карьера, рост и даже деньги — не их мотиваторы». Авторская колонка на DK.RU.

Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь», № 108, февраль 2016 г. Материал подготовила Ольга Раева

Станислав Воробьев, собственник фабрики «Союз-Мебель»:

— Еще полтора года назад фрилансеры для меня были темными лошадками. Талантливые, но ненадежные, носящие дреды и кеды и частенько покуривающие траву для творческого порыва. У меня предприятие промышленное, и для меня всегда были очень важны система, структура, рамки, в которые должны быть вписаны в том числе и люди. Если человек работает на моем корабле, то он должен быть осязаем с 9.00 до 18.00. Мне прямо важна была возможность зайти к человеку в кабинет или на производство, пожать ему руку и в глаза сказать: «Здравствуйте, Иван Иванович». Я всегда считал, что обладаю только тем, что вижу, что могу потрогать. Исходя из такой картины мира все соприкосновения с фрилансерами у меня вызывали страх, поэтому доверить неосязаемому парню, который не находится в 9.15 за рабочим столом в моей компании, — дикость. Но все‑таки потребность во фрилансерах периодически возникала, поэтому пришлось залезть в свою голову и истребить тараканов.

Все страхи — от неясности, от того, что ты просто не знаешь, с чем имеешь дело. Выход на самом деле простой — понять и принять, что в мире есть нечто не такое, как ты, есть люди не такие, с которыми ты привык общаться или работать. Они не хорошие и не плохие, они просто другие, причем некоторые из них профессионалы в своих областях. Это просто специфические люди, точно такие же специфические, как для кого‑то парни из цеха или девочки-дизайнеры в салонах. Специфика фрилансеров в том, что они не привязаны к рабочему месту, точно так же как специфика работяг — запах опилок и перегара, а девчонок из салона — периодические истерики. После осознания этого в моей голове перезамкнуло, и фрилансеры перестали быть феноменом — они превратились в людей, с которыми можно продуктивно работать.

Наивно полагать, что сотрудник, положив в ваш сейф свою трудовую и имея постоянный оклад, изначально лоялен к компании.

Да, может быть, штатный сотрудник и боится потерять место (хотя если он спец в своем деле, то за вашими воротами его ждут другие работодатели), но с качеством работы это не имеет ничего общего. Приходить на работу в 9.00, а уходить в 18.00 не значит делать то, что требуется, и тем более на совесть. Сотни случаев, когда сотрудник сидел под боком и вроде даже боялся потерять место, но делал нехотя, из страха. Примерно такой у меня занимался разработкой сайта. Вроде что‑то делал, но без музы. А творческому человеку (признаем) надо иногда даже дунуть, чтобы музу поймать, а в офисе‑то нельзя, непозволительно. Да и муза по часам не приходит. Получается, что фрилансер, делающий работу в творческом кураже, намного эффективнее и выгоднее.

Человек, сидящий у вас под рукой, подконтролен — иллюзия. Если человек ответственный, то он сделает свою работу на пять с плюсом и сидя в офисе, и лежа на пляже в Таиланде. Если же человек раздолбай, привязка к рабочему месту не поможет. Ну не сделал, не справился — и что? Он придет, положит голову на мой рабочий стол и скажет: «Виноват. Руби». Можно отругать, можно лишить премии, но лично мне от этого легче не станет. Работа все равно уже запорота, деньги потеряны — и на фига тогда мне этот контроль? Любой сотрудник (штатный или фрилансер) должен быть не физически привязан к вам, а скорее психологически. Здесь, знаете, как в семье. Чем зарабатывается любовь? Не штампиком ведь в паспорте, а отношением. Да даже обязательства сделать хорошо или не сделать хорошо — это решается не в рамках трудового договора (как и прийти вечером домой или не прийти — штампом в паспорте), а внутренними обязательствами человека по отношению к компании (или семье). В общем, нельзя заставить человека делать то, что он не хочет, пусть даже он у вас на окладе.

«На каждого фрилансера есть запасной фрилансер. Ничего личного!» — Станислав Воробьев 1

Еще нюанс: привязка «сотрудник — работодатель» — двусторонняя. Не только сотрудник зависит от работодателя, но и работодатель от сотрудника. Даже если опустить правовую сторону этого вопроса, которая с каждым годом все сильнее и сильнее связывает работодателя по рукам, и материальную (оклад, налоги, содержание рабочего места, 8 пакетиков чая ежедневно), существует сильная моральная привязка. Есть у тебя в штате Вася, на работу приходит, худо-бедно функционал выполняет, поэтому ты спокоен — замену не ищешь. Если Вася совсем обнаглел, ты на­орал, подопнул, чтобы пошел и сделал, потому что Васю просто так не уволить да и заменить некем (замену‑то ему не искал). А вот позвоню я Сереге в Таиланд по скайпу с предложением сделать дизайн сайта. Он ответит: «Да, давай», но лицо почему‑то грустное-грустное. Я спрошу: «Что невеселый?» — «Девушка бросила».

Я, конечно, скажу для приличия: «Держись, братан», но второй рукой уже буду набирать номер Андрюхи, который у меня на замене, потому что неудачник мне не нужен, потому что на каждого фрилансера есть запасной фрилансер — обязательств нет.

Про фрилансеров нужно понимать и то, что ими движет. По опыту скажу, что далеко не всеми — деньги. Люди, которые осознанно выбрали для себя работать на диване или на пляже, — изначально другие. Карьера, рост и даже деньги — не их мотиваторы. Они готовы получать 2 тысячи долларов, но зато на Гоа, хотя в Екатеринбурге могли бы получать все десять.

Приведу пример: у меня в штате раньше работал очень профессиональный технический специалист. Он мог наладить и отремонтировать любое оборудование в цехе, он даже сам что‑то конструировал. Как‑то в очередной раз он ушел в запой, и тут произошла поломка машины, без которой производство встало. Пришлось посылать безопасника на его поиски. Нашли мужика в какой‑то пивнушке пьяного, грязного и таким приволокли в цех: «Ремонтируй!» Он, шатаясь, залез под станок, посмотрел, кому‑то позвонил, взял у меня 3 000 рублей и уехал на такси, сказав: «Скоро вернусь». Он с каким‑то знакомым токарем выточил шпонку нужного размера, потом вставил ее напрямую в станок, и все заработало. Он тогда мне сэкономил сотни тысяч, причем напомню — пьяный. Я ему напрямую сказал: «Ты же гений. Если бы еще не пил и на работу вовремя ходил — цены бы не было». Он ответил: «Если бы я не пил и был дисциплинированным, то работал бы не на тебя. У меня была бы своя мебельная фабрика».

Через какое‑то время он сам уволился и подался на вольные хлеба. Сейчас у него есть целый список предприятий, которые периодически звонят, если что‑то сломалось: «Приедешь? Починишь?» Захочет — приедет, не захочет — не приедет. Он профи, но профи, делающий работу только тогда, когда захочет. Он мог бы зарабатывать в десятки раз больше, но уехать на сплав, рыбалку, побегать с луком по лесу или тупо забухать — для него важнее. Мотивация большинства фрилансеров — географическая и временная свобода. И это очень много (к примеру, я не могу прямо сейчас взять и уехать домой или полететь на Бали). Фрилансеры — свободные люди, и как раз это нельзя ущемлять, оговаривая условия работы.

Рисковый момент — работа с фрилансером по предоплате. И этот вопрос решаемый — тщательная проверка перед отправкой денег.

И не нужно сразу вваливаться в глубокую зависимость и большие гонорары. Обкатайте человека на недорогом проекте. Недавний случай: нужно было сделать дизайн лендинга. Мы переделывали его раз шесть — все время с разными дизайнерами, причем как со штатными, так и с фрилансерами. В результате парень, который у меня в штате занимается продвижением сайта, вызвался по своим айтишным каналам отыс­кать того, кто сделает шикарно. Он отыскал какого‑то спеца на Украине, но нужно было отправить неизвестному человеку 400 долларов. Разумеется, опять же по своим каналам он собрал отзывы об этом спеце, посмотрели портфолио, но небольшая вероятность, что кинет, все равно оставалась. Рискнули, отправили (сумма не очень большая). В итоге парень сделал действительно шикарно. Если уж на то пошло, то мы и со штатными сотрудниками не застрахованы в финансовых вопросах. Цинично звучит, но ваш сотрудник может не только своровать, но и банально уйти в запой, сломать ногу или вообще умереть, и вы так же потеряете деньги, так же работа сделана не будет.

Итог: фрилансеры — не нечто с Марса, с ними вполне можно работать, причем успешно. Дело в расстановке страховок. Если дело очень важное и кровь из носа должно быть сделано к определенной дате, то подключайте к работе сразу двух-трех фрилансеров, которые будут страховать друг друга. Если вопрос больших гонораров, то сделайте ставку на одного-двух. Если вопрос важный, но несрочный, то хватит одного, но того, кому верите. А если неважный и несрочный, то вообще пофиг — пусть пробуют все, кого найдете.

Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook

Самое читаемое
  • Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»Дмитрий Румянцев: «Опять у нас одна ведущая соцсеть, и опять ее создал Павел Дуров»
  • Дискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиковДискаунтер «Светофор» попал под проверки из-за жалоб производителей и поставщиков
  • На месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башенНа месте БЦ «Карнеол» в Екатеринбурге возведут здание из двух башен
  • РСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продажеРСПП: экс-владельцам изъятых активов нужно дать «право первой ночи» при их продаже
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.