На страховом рынке начался процесс консолидации
В связи с повышением с 2012 года минимального размера уставного капитала для страховщиков на страховом рынке Свердловской области ожидается рост числа сделок в сегменте M&A.
На сегодняшний день более десяти игроков местного рынка не соответствуют новым нормативам достаточности собственных средств. Одна из организаций уже приняла решение о прекращении работы. Остальные ведут переговоры о возможном объединении с конкурентами.
Тринадцать. Минус один
По данным Госреестра субъектов страхового дела, по состоянию на 1 апреля 2011 года новым нормативам достаточности собственных средств не соответствуют тринадцать игроков рынка Свердловской области. Из них шесть – страховщики имущества, остальные – страховые медицинские компании. Чтобы продолжить работу участникам рынка до конца текущего года предстоит увеличить размер уставного капитала.
Отметим, что законодательным требованиям о минимальном размере уставного капитала, вступающим в силу с 1 января 2012 года, в России не удовлетворяют 420 компаний. В начале года таких страховщиков было 450. Недостаточны капиталы у 83 из 103 медицинских страховщиков (с 2012 года минимальный размер уставного капитала медстраховщиков должен составлять 60 млн рублей); у 180 из 273 страховщиков имущества (для них порог повышен до 120 млн рублей); у 55 из 64 компаний с лицензиями на страхование жизни (порог повышен до 240 млн рублей); у 102 из 167 компаний с лицензиями на перестрахование (размер капитала должен составлять 480 млн рублей). По прогнозам Федеральной службы страхового надзора РФ (ФССН), после вступления в силу новых требований число игроков может сократиться более чем на 60%. Списки компаний, которым не хватает средств, ФССН начнет публиковать с 1 июля 2011 года.
Как стало известно СМИ, одна из тринадцати свердловских страховых компаний уже готова принять решение о прекращении работы. В ООО Страховая компания «Уральская компания социального и транспортного страхования» заявили, что организация не обладает достаточными ресурсами для увеличения уставного капитала (сейчас капитал – 30 млн рублей, по закону должны довести до 120 млн рублей – прим.ред.). Приоритетное направление работы страховщика – страхование грузоперевозок, которое составляет 98% портфеля.
«В связи с реформированием системы грузоперевозок и передачей парка от РЖД грузовым компаниям региональные грузоотправители не получают вагонов, несут убытки и данный вид страхования для нас стал нерентабельным. Мы перестали бороться за клиентов. Планируем в 2011 году выполнить взятые обязательства, но, вероятно, продолжать работу в дальнейшем не будем», – сообщила главный бухгалтер «Уральской компании социального и транспортного страхования» Елена Семенова. По ее словам, во II квартале года объем сбора премий в компании составляет 712 тыс рублей.
Опрошенные эксперты отмечают, что большинство местных страховых компаний, не являются крупными или кэптивными, поэтому будут вынуждены объединяться с другими игроками рынка. Рост числа сделок в сегменте M&A и укрупнение игроков эксперты называют ключевой тенденцией страхового рынка в 2011 году. Представители большей части компаний из «списка тринадцати» подтвердили «НЭП» факт переговоров о возможном объединении, однако детали пока не раскрывают.
Переговорщики
Первым о планах по приобретению портфелей и активов других страховых компаний публично заявило ООО «Страховая компания «Екатернибург», которое сообщило о том, что уставный капитал компании увеличен в 2,7 раза до 120 млн рублей за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества (еще в марте 2011 года уставный капитал СК составлял 44,3 млн рублей). Советник генерального директора страховой компании «Екатеринбург» Александр Хромаков сообщил, что соответствующие изменения внесены в учредительные документы 28 марта. В компании отказались уточнить, что конкретно было внесено в уставный капитал (денежные средства, ценные бумаги или недвижимость).
В ЗАО «Страховая компания «Сплав-МиС» сообщили, что пока компания рассматривает несколько вариантов повышения размера собственных средств для приведения их в соответствие с нормативами. Исполнительный директор «Сплав-МиС» Иван Петров отмечает, что «компания ведет ряд переговоров с другими страховщиками, но все же не исключает, что справится собственными силами».
Из семи страховых медицинских организаций (всего в регионе работает 16 медицинских страховщиков – прим.ред.), которым предстоит довести размер капитала до 60 млн рублей пять организаций должны увеличить размер собственных средств вдвое.
«Мегус-АМТ» привлекает инвестора (название финансовой группы не разглашается), после чего размер капитала составит 62 млн рублей (сейчас 35 млн рублей). Как сообщил директор «Мегус-АМТ» Максим Стародубцев, данная сделка будет совершена с условием сохранения контрольного пакета за действующими бенефициарами страховой компании (большая часть долей принадлежит юридическим лицам, которые контролируются Максимом Стародубцевым и Викторией Кропотиной).
Несколько вариантов повышения достаточности капитала рассматривают и в ООО СМК «Урал-Рецепт М». Заместитель директора компании Денис Щербаков сообщил, что активная фаза процедуры увеличения капитала начнется в конце лета или осенью 2011 года. Щербаков говорит, что компания сможет увеличить размер собственных средств (по информации СМИ чистые активы СМК составляют около 80 млн рублей) в том числе посредством внесения недвижимости в капитал.
Кому нужно качество баланса
Согласно федеральным нормативным актам, регламентирующим перечень того, что может вноситься в уставный капитал общества и является обеспечением его обязательств, доля недвижимости в капитале не может превышать 40%. В обеспечение принимаются денежные средства, нераспределенная прибыль прошлых периодов, векселя, кроме запрещенных Центробанком. Однако, средства, прописанные на бумаге, не всегда являются доказательством устойчивости компании. Эксперты местного рынка считают, что гонка за капиталом приведет к формированию некоторыми компаниями искусственных балансов.
«Существует огромное количество способов, которые могут использовать профучастники рынка. Ведь в балансе можно очень хитро прописать самые разные активы, даже доли в несуществующих еще зданиях. В ход идут и долговые расписки, и вексельные схемы, которые не добавляют устойчивости бизнесу», – заявил руководитель одной крупной страховой компании, пожелавший остаться неназванным.
Максим Стародубцев говорит, что размер уставного капитала важен в качестве подтверждения платежеспособности компании в случае банкротства, когда по обязательствам юридического лица начинают отвечать собственники. А для развития действующего бизнеса важнее параметры имеющихся резервных средств.
С ним согласен и г-н Петров, который считает, что региональные компании намного устойчивее, чем некоторые крупнейшие игроки уральского страхового рынка.
«Показатель платежеспособности на случай банкротства можно рассчитать, исходя из соотношения размера собственных средств и объема обязательств – страховых платежей. У «Росгосстрах» этот показатель составляет около 11%, у «Согаз» – 16%, Ингосстрах – 5,61%, Ресо-Гарант – 5%. А у нас – 46,8%, то есть в четыре и более раза выше. В такой ситуации говорить о меньшей устойчивости региональных страховщиков просто нелогично», – считает исполнительный директор «Сплав-МиС».
Что касается медицинского страхования то, размер капитала, по мнению некоторых уральских экспертов, вообще не стоит рассматривать как показатель устойчивости бизнеса. После вступления в силу федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» статус страхователя принадлежит территориальным Фондам ОМС, а СМК являются посредниками, осуществляющими и контролирующими ход выплат средств больницам за каждого застрахованного.
«По логике закона, если страхователем является фонд, то он и должен подтверждать свою устойчивость. Если медстраховщик теперь не является страхователем, то почему он должен увеличивать размер собственных средств? Предусмотрено, что в случае банкротства страховщика в течение месяца портфель застрахованных переходит в ТФОМС и распределяется между участниками рынка. Получается, что ни больница, ни сам застрахованный теперь не несет никаких рисков, поэтому не совсем понятно для чего введен новый норматив», – заявил г-н Щербаков.