На Урале посчитали: на махинациях с «дорожными» госзакупками бюджет потерял 2,5 млрд руб.
Специалисты проанализировали контракты на дорожные работы, заключенные с февраля в регионах проведения матчей ЧМ-2018. Больше всего нарушений нашли в Свердловской области.
Екатеринбургские специалисты «Трансперенси Интернешнл - Р» (российское отделение международной антикоррупционной организации Transparency International) проанализировали госзакупки в дорожной отрасли в регионах, которые готовятся принимать матчи Чемпионата мира по футболу, а также в Удмуртии. Отследив более 1,5 тыс. закупок с общей начальной стоимостью более 201 млрд руб., эксперты усмотрели нарушения в контрактах на почти половину этой суммы — 97 млрд руб. Как отметили авторы исследования, суммарная фактическая цена по этим контрактам — 96 млрд руб., то есть, на них сэкономили 1,1 млрд руб. или 1,15% от общей суммы.
Для сравнения, при сделках без признаков нарушений экономия в результате конкурентных торгов составила 3, 9 млрд руб. (3,76% от общей суммы «чистых» закупок). Если бы все исследуемые закупки были проведены без нарушений, бюджет сэкономил бы дополнительно 2,5 млрд руб. Если учесть, что сэкономленные на торгах средства могут быть направлены заказчиками на другие нужды в той же категории расходов, то на эти деньги можно было бы дополнительно отремонтировать 91 км федеральных трасс, — отмечают исследователи.
Самые большие суммы закупок и наибольшее количество нарушений при заключении контрактов специалисты антикоррупционной организации нашли в Свердловской области: из контрактов на 55,4 млрд рублей нарушения они увидели в закупках на 28,3 млрд рублей.
Авторы исследования утверждают, что почти все нарушения связаны с подгонкой условий закупок под «нужного» подрядчика, и практически в каждом исследуемом регионе есть свой картель в сфере дорожного строительства, как правило, аффилированный с региональными властями.
Так, в 66% случаев нарушения были связаны с установлением дополнительных требований к участникам закупок. В 16% случаев эксперты усмотрели необоснованное укрупнение лотов, в 10% — проведение закупок в форме открытых конкурсов или закупок у единственного поставщика, тогда как характер контракта требовал электронного аукциона. В 8% случаев авторы исследования нашли другие нарушения, в том числе завышение цен.
По итогам исследования специалисты «Трансперенси Интернешнл - Р» направили 48 заявлений в региональные прокуратуры и управления ФАС.
Напомним, сейчас в Екатеринбурге идет рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего свердловского министра транспорта и связи Александра Сидоренко. По версии следствия, г-н Сидоренко, совмещая пост министра с коммерческой деятельностью, как раз и занимался подгонкой условий контрактов под возможности подконтрольных ему компаний, которые получали наиболее выгодные контракты на дорожные работы в регионе. Сам обвиняемый вину не признает.