Начнется профессиональная чистка
премьера рубрики Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и
премьера рубрики
Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки и локальный бизнес в целом. Комментарии событий, актуальные тренды, прогнозы. Потери и возможности глазами представителей бизнес-сообщества Екатеринбурга.
Игорь Авдокушин
руководитель уральского представительства Tez Tour
Поток туристов сократится. Некоторые крупные производства уже урезали зарплаты сотрудникам. Следовательно, в условиях дефицита денег люди будут тратить средства на товары первой необходимости — продукты, одежду, а на путешествиях станут экономить. Кроме того, многие туристы, которые раньше брали кредиты на зарубежные поездки, потеряют эту возможность из-за ужесточения политики банков. Сейчас сложно спрогнозировать, на сколько процентов сократится поток, но полагаю, что зимой минимум на 15-20% по сравнению с прошлым годом. К тому же начнут отменять чартеры. На предстоящий зимний сезон операторы заявили увеличение объема перевозок: по некоторым оценкам, на горнолыжные курорты (Австрия, Финляндия, Италия и др.) — на 35-40%, на «теплые» направления (Таиланд, Гоа, Египет, о. Хайнань) — примерно на треть выше, чем в прошлом году. Игрокам рынка придется корректировать свои планы. Tez Tour, к примеру, еще в августе запланировал снижение программ по «зимнему» Египту. В ноябре по сравнению с октябрем из пяти самолетов в Хургаду у нас останется три, а в Шарм-эль-Шейх из трех — два. В целом объем перевозок в Египет у нас будет на 10-15% ниже, чем в зимний период прошлого года. Возможно, остальные операторы поступят так же. Кроме того, некоторые не смогут произвести предоплату авиакомпаниям за чартеры. Ведь многие, даже достаточно крупные игроки, живут в кредит, а банки ужесточили политику и в отношении юридических лиц.
Турфирм станет меньше. Кризис сильнее коснется тех операторов и агентств, которые специализируются на массовом пляжном отдыхе. Число нишевых туроператоров (экзотические направления, лечение, образовательные туры, лечение за рубежом и т. д.) также уменьшится. Но им будет чуть легче, поскольку они работают с состоятельными клиентами, которые даже в кризис не откажутся от отдыха.
На рынке останутся самые сильные и профессиональные игроки. На мой взгляд, сокращение числа турфирм и агентств — это положительный момент, поскольку улучшится качество туристического продукта. Слабые игроки покинут рынок. В профессиональной среде еще до кризиса бытовало мнение, что к лету мы недосчитаемся некоторых операторов. Ухудшение экономической ситуации лишь ускорит их уход.
Авиакомпании станут укрупняться. Вероятно, произойдет ряд поглощений и слияний. Слабые игроки, которые никого не будут уже интересовать, просто исчезнут: с крупными компаниями работать удобнее и надежнее. У солидных авиаперевозчиков больше возможностей для обновления парка воздушных судов, корректировки программы полетов, резервирования на случай непредвиденных ситуаций. Но в любом случае здоровая конкуренция должна быть и между авиакомпаниями, и между туроператорами, и между турагентствами.
В турбизнесе не будет дефицита профессиональных кадров. В последнее время рынок интенсивно рос, поток туристов увеличивался примерно на 30% в год, в турагентствах не хватало квалифицированных менеджеров, чтобы работать с клиентами. Если кризис сильно ударит по туризму — закроется ряд компаний и, скорее всего, произойдет сокращение штатов, то высвободится высококвалифицированный персонал. Профессиональные кадры перераспределятся между выжившими турфирмами.
Горящих туров не будет. Объявленные цены отелей, особенно топовых, на востребованных направлениях вряд ли снизятся. Вероятно снижение цен на отели в низкий сезон. В связи с понижением стоимости авиакеросина (особенно в зарубежных аэропортах) упадут цены на авиабилеты, но этот фактор повлияет только на туры в невысоком ценовом сегменте. Если операторы скорректируют объемы авиаперевозок, то билетов, продаваемых в последний день за «копейку», уже не будет. Когда продукт продают по реальной цене, то это, безусловно, плюс, поскольку, продавая горящие туры себе в убыток, оператор вынужден был экономить на всем, качество продукта снижалось, а от этого в конечном счете страдал клиент.