Подписаться
Курс ЦБ на 27.12
77,69
91,20

«Издеваются, как над подопытными кроликами». Владимир Крицкий — о стройке в кризис

Законодатели над строителями «издеваются», банкиры не дают им длинных денег, а заводы стройматериалов взвинчивают цены. Кто и как выживет в этих условиях, знает глава уральской «ЛСР» Владимир Крицкий.

Читайте спецпроект «Действующие лица строительного рынка» на DK.RU
 
В начале августа в Екатеринбург приезжал российский вице-премьер Игорь Шувалов — инспектировал ход подготовки города к футбольному ЧМ-2018, а заодно побывал в малоэтажном районе Мичуринский, где смотрел малогабаритные квартиры. По словам Владимира Крицкого, управляющего «ЛСР Недвижимость — Урал» (девелопер проекта), чиновника сопровождал гендиректор Агентства ипотечного и жилищного кредитования Александр Плутник:
 
«Как я понимаю, готовится новая госпрограмма, которая позволит обеспечить молодые семьи арендным жильем. Частные инвесторы такими проектами не занимаются — слишком долгий период окупаемости. Государство это понимает и, по всей видимости, планирует выкупать у застройщиков часть маленьких квартир. И уже самостоятельно заниматься их сдачей в аренду». 
 
Г-н Крицкий добавляет: девелоперам такого рода госпрограмма была бы весьма интересна — это может поддержать игроков. Главный вопрос: по какой цене власти будут выкупать метры у участников рынка.
 
«Если назначат планку на уровне 35 тыс. руб. за кв. м., как в госпрограмме «Жилье для российской семьи», то мы участвовать станем едва ли. Такую цену могут себе позволить разве что маленькие региональные городки и Челябинск. В Екатеринбурге мы по 35 тыс. руб. метр продавать не сможем, у нас себестоимость близка к этой цифре. Хотя за появлением госпрограмм мы следим, держим руку на пульсе», — говорит Владимир Крицкий.
 
Вариант с госзаказом, госпрограммами может поддержать застройщиков в кризисное время. У крупных игроков, как правило, есть подушки безопасности, которые тоже дают возможность держаться на спаде. А с мелкими компаниями что будет?
 
— Многие не выживут. В этом году вышло два важных закона, на которые не все обратили внимание, а, между тем, они серьезно изменят рынок. Первый — поправки в ФЗ-214 (о долевом участии в строительстве). Увеличен размер страхового капитала — это по плечу только крупным застройщикам. Мелкие, даже добросовестные, возводящие один-два дома в год, не выдержат финнагрузку. К тому же усложнилась сама процедура: прежде чем взять хоть копейку на долевое строительство, мне нужно получить заключение уполномоченного органа о возможности привлечения денежных средств граждан. То есть кто-то из областных органов власти, скорее всего, Департамент Госжилстройнадзора, будет выдавать такой документ — на каждый объект, а не скопом на компанию. Если у меня заключения такого нет, а я привлек деньги — вплоть до уголовной ответственности.
 
Второе важное изменение касается института СРО — структура закона полностью изменилась. Сейчас введен региональный принцип вступления: если компания работает в Свердловской области, она не можешь вступить в Московскую, Питерскую и так далее СРО. Это нормально. Мелким застройщикам даже облегчили жизнь — теперь чтобы отрабатывать контракты стоимостью до 3 млн руб., допуск от СРО не требуется. Но! Мы все сейчас будем нести солидарную ответственность, и в той СРО, где будем состоять, проверим всех участников. И остальные поступят так же. Потому что дружба дружбой, а платить за соседа по СРО, если он напортачит, никому не хочется.
 
Такое ощущение, что исход мелких компаний уже идет, и ситуация в стройсфере становится все хуже.
 
— Ну, если свердловский Минстрой уже говорит, что в области появились официально законсервированные стройки, то да. Обычно как: просто приостанавливают возведение объекта, но никак это не оформляют — с прицелом на возобновление процесса. Потому что консервация жестко регламентируется, нужно провести достаточно большой объем работ. И если это начали делать, ничего хорошего.
 
«Издеваются, как над подопытными кроликами». Владимир Крицкий — о стройке в кризис 1
 
Это и понятно: в экономике нет роста. Никто не может сказать, когда появятся финансы, когда отменят санкции. Этот кризис чем отличается от предыдущего — в 2008-2009 гг. были длинные деньги под минимальный процент, нам европейский банк давал кредиты. Сейчас — нет.
 
Банкиры в неофициальных беседах не скрывают, что девелоперские проекты слишком рискованны сейчас, чтобы их финансировать. Как застройщики решают эту проблему?
 
— Нам проще — компания столичная, крупная. Банки с нами работают иначе — головная структура вхожа в крупные финорганизации, «Группа ЛСР» все-таки в правительственном списке системообразующих предприятий. Есть много факторов, по которым нас «большой брат» очень сильно выручает. А где брать кредиты местным застройщикам, я не знаю.
 
Сейчас модно говорить, что сегодняшняя ситуация — не кризис, а новая реальность, в которой нужно учиться жить. Возможно ли этому научиться?
 
— Можно называть хоть как, обложить процесс любой словесной шелухой, но суть не поменяется. В экономике кризис. Причем в 2008 г. власти принимали меры: помню, на металлургов, на производителей стройматериалов воздействовали, чтобы те не задирали цены. В этот раз такое ощущение, что никому ничего не надо. Арматурщики и цементщики весной взяли и увеличили цены — что к чему? Правительство, по идее, должно было вмешаться, но власти только пальцем погрозили и все.
 
Судя по всему, строительство — уже не торт?
 
— Даже в хорошие времена на стройке легко не было. Над нами же, как над подопытными кроликами, все издеваются. Я разговаривал с Павлом Крашенинниковым (председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. — Прим. ред.), говорю: «Такое чувство, что вы изменения в Градостроительный и Земельный кодексы вносите каждый месяц — зуд какой-то, что ли, у кого-то? Мы только по одним правилам начинаем работать, — раз! — изменения». Просто дело в том, что все новации требуют вноса корректировок в документацию, нужно перепроектировать и т. д. 
 
А уж про строительные нормы я вообще молчу. У нас есть подразделение «ЛСР Европа», я смотрел, какие здания оно строит в Мюнхене — у нас бы такие возводить никто не дал. На Западе иные требования к пожарной безопасности — они легче, изящнее. И что, пожаров, что ли, в Германии больше от этого, гибель выше? Нет. Пример: строится частное общежитие для студентов, в подвале здания – котельная. А рядом школа стоит, так ее от этой котельной зацепили. У нас чтобы разрешили от одной котельной запитать два социальных объекта — никогда в жизни! Ты две котельные будешь строить! Или стоит в здании перегородка, которая отделяет холл от помещения кафе. Наши пожарные сразу бы сказали: убрать — естественное препятствие на путях эвакуации. 
 
А нормы по инвалидам! Прописано: 10% машиномест, которые необходимы в жилом комплексе, предназначены для людей с ограниченными возможностями. А они шире обычных плюс расстояние между машинами надо выдержать в 1 м, чтобы человек мог на коляске выйти из авто. Мы это сделали, двор застолбили знаками «Место стоянки для инвалидов», но ни в одном доме просто физически нет такого количества маломобильных людей. Ну, нет! В итоге жильцы знаки эти уберут и сделают обычную парковку. И таких примеров масса. 
 
И что делать?
 
— Работать. Ищем различные возможности, мозговые штурмы проводим. Во-первых, во всех проектах сейчас делаем квартиры маленьких планировок. Ну, не покупают у нас большие квартиры!
 
А аналитики говорят, что, наоборот, таких объектов — перебор, и покупать их в перспективе не будут.
 
— Аналитики пусть собирают статистику и ее интерпретируют, а вперед лезть не надо. Мы сами разберемся, что строить. Перешли, например, к смарт-квартирам. В чем суть: за рубежом число комнат считают по количеству спален, мы стали работать по такому же принципу. Во всех квартирах, которые сейчас проектируем, не будет отдельной кухни — только кухня-гостиная. Плюс комнаты на 10-12 кв. м. — спальни. Весь Запад так строит. Немцы говорят: «Зачем мне большая квартира, я сэкономлю и куплю машину получше, буду хорошо есть, прекрасно отдыхать». За большую квартиру ведь платить надо немало, и у нас наконец-то тоже стали задумываться о стоимости владения метрами.
 
Плюс мы ушли от открытых противопожарных лестниц — раньше делали незадымляемые шахты, по которым люди могли бы спуститься вниз в случае возгорания. Теперь сооружаем закрытые лестнично-винтовые холлы с вентиляторами, которые отдельно запитываются — когда в доме отключают электроэнергию, на них это не действует. Экономим много: не городим дополнительно никому не нужные конструкции, все внутри здания. И их утеплять не надо.
 
Цены при этом снижать не планируете?
 
— Нас подталкивает себестоимость — она растет. Сначала скачок произошел на фоне двукратного взлета валютных курсов, потом стали дорожать стройматериалы, даже те, что производят в России. Лифтовое оборудование в цене выросло в 1,5 раза, электроэнергия подорожала, ГСМ, бытовая химия — тоже. И я еще молчу про оборудование – начиная от насосов и заканчивая всем остальным. У нас же толком ничего не производят. В результате себестоимость строительства за последние два года увеличилась на 15%, а рынок установил цену продажи метров, которая тихонько пошла вниз.
 
Ясно, у людей нет денег, дороже давать за квартиру они не будут, больше покупателей не станет — откуда им взяться. Но мы тоже не благотворительностью занимаемся, нам нужна оборотка, чтобы проекты заказать, сотрудникам зарплату выплатить, налоги заплатить. Думаю, и дальше все будут стараться сжимать себестоимость и как можно сильнее ее контролировать, а рынок скажет, какие цены устанавливать.  
 
В последнее время риторика городских властей относительно перспектив развития города поменялась: ранее было мнение, что строить надо комплексно и на окраинах, сейчас — что в самом городе есть площадки, пригодные для возведения домов. Промзоны, например, которые простаивают. 
 
— Я согласен с последней позицией. Для комплексного освоения нужны огромные финансовые ресурсы — на дороги, сети, источники электро- и водоснабжения. Весь мир строит точечно, а мы стали чересчур заигрывать с населением, говоря, что уплотнительная застройка — дело неподходящее. Другой вопрос, что при локальном возведении домов появляются проблемы с транспортом. Но опять-таки весь мир их решает: ограничивает въезд на авто – только по четным дням, например, или по нечетным. Или въезд только для жителей домов района. Все возможно устроить наилучшим образом, только нужно этим заниматься.
 
По-вашему, начнет ли ситуация в экономике выправляться, или застройщикам нужно привыкать работать при сжавшемся рынке? В целом, какой у вас настрой?
 
— Когда у человека болит, к примеру, локоть, а он вместо того чтобы идти к врачу, привыкает к боли, — это ненормально. И долго он так не протянет. Так и с экономикой — излечение будет. Я думаю, позитивные подвижки начнутся с 2019 г. 
 
«Издеваются, как над подопытными кроликами». Владимир Крицкий — о стройке в кризис 2
 
Вообще же строитель был востребован всегда, жилье ведь нужно во все времена: семьи новые появляются, старые распадаются. И соцобъекты будут строиться так или иначе, и производство станет развиваться — никуда мы от этого не уйдем. Сейчас пока пояса затянем, а дальше все будет нормально. 
 
Фото: Группа ЛСР
Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.