«Надеюсь, ЦБ не будет махать шашкой». Грозит ли «Уралтрансбанку» отзыв лицензии
В июне агентство Fitch снизил оценку «Уралтрансбанка» до «ССС», а ЦБ РФ включил кредитное учреждение в список нарушителей нормативов. Теперь уральский банк рискует столкнуться с жесткими санкциями ЦБ.
«Уралтрансбанк» рискует попасть под жесткие санкции со стороны ЦБ. Причиной для применения мер воздействия может стать систематическое нарушение требований регулятора к капиталу.
В апреле этого года Центральный банк России включил «Уралтрансбанк» в список нарушителей нормативов. Однако регулятор не стал принимать меры и предоставил кредитной организации разрешение на отступление от требований до конца августа 2017 г. для улучшения позиции по капиталу.
В обзоре российских банков за I полугодие 2017 г., которое недавно выпустило агентство Fitch Ratings, говорится, что в июне 2017 г. «Уралтрансбанк» нарушал не только требования по надбавкам, но и минимальные требования к основному капиталу (4,7% в конце июня, согласно отчетности, при минимальном требовании в 6%). Эти же аналитики снизили оценку банка с «В-» до «ССС», что означает возможный дефолт.
Финансовый аналитик, гендиректор «Калугин Профит Групп» Виталий Калугин рассказал DK.RU, что нарушение нормативов по капиталу для ЦБ серьезный показатель, однако регулятор чаще всего принимает решение об отзыве лицензии не из-за этого:
Опыт прошлых лет нам говорит, что отзывы лицензий чаще связаны не с нормативами, а с тем, что, скорее, надо трактовать нормами УК РФ: «тетрадочные» вклады, вывод активов, нарушение «отмывочного» законодательства. И у ЦБ есть все полномочия потерпеть с решительными мерами относительно «Уралтрансбанка». Насколько мне известно, иных претензий, кроме нормативов, там нет. Очень важную роль тут будет играть даже не надзор в Москве, а территориальное управление ЦБ. Ведь банк сугубо региональный. И его судьбу будет решать не Тулин, а Петрова. Хотя вероятность негативного развития событий увеличивается, потому что это не первое нарушение.
По данным Банки.ру, на 1 июля 2017 г. нетто-активы банка составляют 13,96 млрд руб. (188-е место в России), капитал (рассчитанный в соответствии с требованиями ЦБ РФ) — 0,86 млрд, кредитный портфель — 5,51 млрд, обязательства перед населением — 9,23 млрд руб. Виталий Калугин при этом отмечает, что оценить реальное положение дел в банке по отчетности сложно:
Насколько серьезные проблемы у банка, из отчетности не видно. Да, баланс похудел с начала года, но не критично. Резервы создаются большие, дают убыток. И это является основной причиной нарушения нормативов, но говорит, скорее, об ответственной политике. С другой стороны, непонятно, на чем банк будет зарабатывать, имея такие просроченные долги.
При этом, по мнению аналитика, шансы на спасение у кредитного учреждения остаются. Спасением для «Уралтрансбанка» может стать докапитализация:
Мало кто отметил до сих пор, но 45% активов банка — высоколиквидные, то есть те, что находятся на корсчете в ЦБ и в кассе. Это запредельный уровень ликвидности. Поэтому я надеюсь, что ЦБ не будет «махать шашкой», и даст время урегулировать вопрос. Единственным выходом, который тут возможен, — если Валерий Геннадьевич Заводов докапитализирует банк. Именно пополнение капитала снимет все проблемы как по мановению волшебной палочки. По моим оценкам, тут надо менее $2 млн живых денег в капитал первого уровня. Я уверен, что это возможно, и даже суммы в $3 млн не станут проблемой, полагаю. Оцениваю вероятность такого выхода как высокую».