«Надеждой российского экспорта, как ни странно, является малый и средний бизнес»
«У многих технологичных российских компаний нет другого выбора, кроме как развиваться за счет экспорта товаров и услуг. На внутреннем рынке они просто не найдут покупателя» — Юрий Симачев.
Юрий Симачев, директор по экономической политике НИУ «Высшая школа экономики»:
— В мировой экономике сейчас отчетливый тренд на сокращение доли промышленности, сельского хозяйства и увеличение доли сектора услуг. В России — тот же вектор. Но при этом структура российской экономики не отвечает многим современным вызовам.
Сегодня условия торговой политики существенно изменились, и мы иногда упускаем это из виду. Во-первых, самый динамично растущий сектор — услуги для цифровой экономики. Второй момент: во всем мире идет сервитизация торговли, а значит, сектор услуг из неторгового становится торговым, и отделять дальше услуги от товаров больше не имеет смысла.
Третий момент: трансформируются глобальные цепочки добавленной стоимости. Трансформация носит глубокий характер. Если раньше, чтобы конкурировать на рынке, компании требовалась дешевая рабочая сила, низкий уровень затрат на производства, то сегодня на первое место выходят знания.
Цепочки добавленной стоимости превращаются из трудоинтенсивных в знаниеёмкие. В выигрыше оказываются те компании, которые сумели локализовать процессы, которые задействуют специальные навыки.
Компаниям гораздо выгоднее, если производство их товара или услуги связано с трудом высокой квалификации, и практически невыгодно вести деятельность, которая предполагает использование труда низкой квалификации.
Этот переход от формирования добавленной стоимости товара за счет труда к формированию добавленной стоимости за счет знаний приводит к тому, что усиливается борьба между странами за рынки с привлечением труда высокой квалификации.
С 2000 года развивающиеся страны совершили значительный скачок по сравнению с развитыми странами именно благодаря торговле продукцией, при создании которой требовалась высокая квалификация труда.
На этом фоне возникает кризис многостороннего регулирования мировой торговли, потому что догоняющие страны готовы и дальше наращивать экспортный потенциал, даже в обход существующих законов.
При этом развитые страны еще не готовы подключаться к гонке, но понимают, что нынешняя система торговли им уже невыгодна. В итоге многие государства начинают применять жесткие инструменты для регулирования рынка: санкции, торговые войны и прочие ограничения.
Очевидно, что внешние условия ведения мировой торговли изменились.
Что касается российского экспорта, то стоит обратить внимание на долгосрочные тренды. Если посмотреть на российский экспорт с 2000 года, то увидим, что в структуре российского экспорта прежде всего устойчиво рос сырьевой экспорт, который связан с торговлей углеводородами. За последние 18-19 лет сырьевой экспорт вырос с 30 до 51%, это существенно. Да, были признаки по расширению экспортного потенциала машиностроения, но это оказались неустойчивые изменения. В общем можно говорить, что сложность экспортной корзины России снижается.
Конечно, выгоднее всего экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью. Малайзия, Вьетнам, Венгрия, например, активно используют импорт и повышают роль добавленной стоимости при создании товаров, предназначенных для экспорта.
Есть страны, которые сосредоточены на внутреннем рынке и не очень стремятся к экспорту, это США, например. У них отлично развит рынок внутреннего потребления, и многие страны стремятся экспортировать в Штаты. Есть крупные экономики, которые активно экспортируют в другие страны и видят в этом свой потенциал развития, например, Германия.
У многих российских компаний нет другого выбора, кроме как развиваться за счет экспорта товаров и услуг в другие страны. Дело в том, что для большей части технологичной продукции, в создании которой применяется высокая квалификация кадров, нет соответствующего внутреннего рынка.
Мы это видим на примере многих молодых компаний, которые начинают создавать технологичный продукт или услугу в России, но потом вынуждены выходить на другие рынки, потому что там существует структурированный спрос на передовую продукцию. К слову, доля России в мировом экспорте высокотехнологичных услуг составляет всего 0,8-0,9%, а высокотехнологичных товаров — 0,2-0,4%
Но есть и позитивные моменты. У нас развиваются секторы, которые традиционно рассматривались в качестве сырьевых: это лесопереработка, АПК, пищевая промышленность. В последние годы мы наблюдаем, что в этих секторах происходит повышение доли внутренней добавленной стоимости при создании товаров для экспорта.
Приведу несколько примеров. В лесопереработке в России сначала научились делать листы для облицовки фанеры и стали поставлять их на экспорт. Через какое-то время научились производить древесные гранулы для экспорта, потом ДСП, а потом и ДВП — я понимаю, что такой пример не у каждого вызывает блеск в глазах, тем не менее, это пример реального апгрейда российского экспорта. Мы сумели уйти от сырьевого экспорта в лесной промышленности.
Аналогичный путь развития прошла и пищевая отрасль. Возникает экспорт кондитерских изделий, мороженого и так далее.
Стоит обратить внимание на то, с чем связаны истории успеха, когда предприятия вдруг стали делать сложный продукт для экспорта. Во-первых, опрошенные предприниматели отвечают, что никто из них не испытывал излишних амбиций по поводу вывода продуктов на зарубежные рынки. Во-вторых, многие из тех, кто начал производить сложный продукт на экспорт, — это компании с активным участием иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции в особой степени помогают тем секторам, которые далеки от высоких технологий, скажем, лесопереработке. Раньше компании, которые работают на этом рынке, отмечали, что для производства мебели дешевле купить ДСП за рубежом. Теперь же ситуация изменилась.
В таких секторах промышленности, которые далеки от высоких технологий и которые не являются наукоемкими, инвестиции играют большую роль. А вот в таких секторах, как химическая промышленность или фармацевтика, на первый план выходят не деньги, а знания и навыки, то есть там гораздо важнее наличие человеческого капитала.
В целом же Россия сокращает свое участие в создании товаров с высокой добавленной стоимостью. Это говорит о том, что в целом в стране происходит снижение уровня обработки сырья. Хотя есть примеры, когда отдельные компании выбиваются из тренда.
Надеждой российского экспорта, как ни странно, является малый и средний бизнес. Конечно, как и в других странах, основной вклад в экспорт дает крупный бизнес, вклад малого и среднего бизнеса в общую долю экспорта небольшой. Но у российского МСБ есть отличительная черта: именно предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают самый высокий передел продукции, что совершенно несвойственно крупному бизнесу. Это задает новый вектор для поддержки экспортноориентированных компаний.
До сих пор торговая политика нашей страны сводилась к поддержке традиционных отраслей и секторов экономики, а их потенциал сильно завышен, кроме того, в этих отраслях чаще всего сосредоточены на экспорте ресурсов. Второй момент: власти до сих пор считают, что все проблемы экспорта российских товаров можно решить финансовыми вливаниями, но это не так. Для экспорта нужен товар знаниеёмкий, в производстве которого используется высококвалифицированный труд.
Колонка написана на основании выступления Юрия Симачева в рамках международной выставки ИННОПРОМ. Текст подготовила Екатерина Тарханова, DK.RU.