«Люди учатся по 16 лет, но их не учат учиться. Смотрите, куда идут все, и выбирайте иное»
«Не хотите закончить официантом — учите точные науки. Доказано: если у вас есть достаточные математические знания, чтобы понять, как работает ипотека, вы вряд ли станете должником по ней». МНЕНИЕ.
Барбара Окли — профессор инженерных наук Оклендского университета, соавтор одного из самых популярных курсов онлайн-образовательной платформы Coursera «Как учиться учиться» — в рамках конференции EdCrunch 2019 рассказала РБК о том, какую революцию в обучении совершат современные знания о мозге. DK.RU выбрал главное из материала.
— Сегодня благодаря интернету можно выучить почти все. Например, кенийский атлет Джулиус Йего хотел научиться метать копье. Но тренеров, которые могли бы этому научить, не было. Он зашел на YouTube, стал смотреть там ролики по технике броска и тренироваться. В итоге на Олимпийских играх 2016 года он получил серебряную медаль. Вы никогда бы не подумали, что это возможно, правда? Считается, что спортсмен должен обучаться с тренером, который будет следить за его движениями, указывать на ошибки. Нет. Единственным тренером Джулиуса Йего был YouTube. Сейчас там можно научиться практически чему угодно.
Онлайн-образование во многих отношениях лучше того, которое можно получить в университете. Половина преподавателей в обычном университете ниже среднего уровня. А в интернете вы легко найдете курс, который ведет один из лучших в своей сфере специалистов.
Чтобы попасть в аудиторию обычного университета, вам нужно ехать через пробки, искать парковку, идти в снег или дождь. В аудитории кто-то разговаривает у вас под ухом, кто-то хлопает дверью. Вы не можете сфокусироваться на том, что изучаете. При обучении онлайн нет этих помех. Вы можете повторно запустить ролик и заново послушать, что говорит преподаватель, или прочитать расшифровку его лекции. Это намного эффективнее. Думаю, критика онлайн-образования — это просто некоторый снобизм со стороны университетов, которые боятся конкуренции.
Читайте также: В мире все больше образованных людей и все меньше работников. Что будет с экономикой?
Действительно хорошее образование сегодня дают очень дорогие учебные заведения. Для большинства студентов они просто недоступны. В США совокупный долг выпускников за образовательные услуги превышает все долги по кредитным картам ($1,56 трлн против $1,03 трлн). Это просто шокирует.
Мой онлайн-курс не учит учиться обычным скучным способом. Если вы попросите педагогический университет сделать подобный курс, они две недели будут рассказывать вам об истории образования, еще две недели — о различных теориях образования, еще две недели — о том, как учатся маленькие дети, и в конце немного расскажут, как эффективно учиться вам самим. При этом в курсе даже не упомянут о нейронауке, поскольку это вроде как сложно. Мы этот подход перевернули с ног на голову. Начали с основ нейронауки, используя метафоры, чтобы заметно упростить этот материал. То, как вы учитесь, зависит от того, как работает ваш мозг. Такова реальность. Используя нейронауку, можно учиться более эффективно. Думаю, мой курс понравился, потому что он практичен, полезен, к тому же он забавный, захватывает ваше внимание.
Взять, например, сон. Было известно, что нужно высыпаться, чтобы лучше учиться. Но почему? Сон помогает создавать и усиливать связи между нейронами, а это физическая основа нашей памяти. Если вы поспали два-три часа перед важным экзаменом, вы просто не помните, что учили накануне, потому что связи между нейронами слишком слабы. И это только небольшая частица информации, которая у нас теперь есть. Раньше исследователи обо всем этом просто не знали.
Некоторые подходы к образованию сейчас не имеют надежной научной базы, они популярны только потому, что их предложил харизматичный преподаватель, который сделал какое-то одно исследование.
Образование нужно поставить на более прочную основу. Нужно преподавать, основываясь на знаниях о том, как наш мозг может наиболее эффективно усваивать знания. Мы уже многое об этом знаем, но проблема в том, что эта информация противоречит нынешней теории образования, ее игнорируют.
Меня шокирует, что люди учатся по 12–16 лет, но их не учат тому, как наиболее эффективно учиться. Вам только говорят: выучи вот это и вон то. Но для тех, кто учится, действительно полезно знать, как делать это лучше всего.
Как учиться?
Если вы просто подумаете о чем-то, что вам не очень нравится, это активирует часть мозга, отвечающую за боль. Мозг реагирует на это, переключая внимание на что-то другое. Поэтому учащиеся часто откладывают занятия. Мозг переключает их на то, чтобы открыть Facebook. Чтобы бороться с этим, нужно учить мозг систематически фокусироваться и расслабляться. Можно поставить будильник на 25 минут и все это время учиться, а потом сделать пятиминутный перерыв. После трех или четырех таких сеансов обучения и отдыха можно сделать перерыв подольше — на 15–30 минут.
Нужно чаще использовать метафоры и аналогии. Чтобы что-то запомнить, попробуйте как-то связать это с тем, что вы уже знаете. Благодаря метафорам активируются связи, уже существующие в мозгу. Существует целая теория о том, как можно повторно использовать связи между нейронами.
Надо различать сфокусированное и несфокусированное обучение. Если мозг сфокусирован, можно начать изучение конкретного вопроса. Но чтобы глубоко понять тему, нужно на какое-то время расслабиться — посмотреть на вопрос в более широкой перспективе. В этом состоянии мозг все равно учится, просто для создания необходимых связей между нейронами ему нужно дать определенный простор. Как выяснила нейронаука, для обучения важны оба состояния мозга — и сфокусированное, и несфокусированное.
Чтобы усвоить что-то сложное, нужно попытаться создать и закрепить в уме связи между отдельным элементами. Так мозг лучше запоминает информацию.
Сегодня, если у вас есть глубокие знания в области языка и культуры и вместе с тем аналитические способности, открываются намного большие возможности для карьеры.
Студентам следует изучать анализ данных, компьютерные науки, компьютерную технику. Но, думаю, тут все же надо проявлять какую-то осторожность: слишком многие сейчас идут именно в эти дисциплины. Я лично склоняюсь к тому, что надо посмотреть, куда все идут, и заняться чем-то немного другим. Могу посоветовать следить за этими дисциплинами, получать по ним какую-то подготовку, но стоять в них только одной ногой, а другой — где-то еще. Так вы приобретете преимущество, которое может дать импульс вашей карьере.
Исследования показывают, что если вы обладаете достаточными математическими знаниями, чтобы понять, как работает ипотека, то шансы, что вы в какой-то момент окажетесь по ней должником, намного ниже. Многое из того, чем вы будете заниматься в своей жизни, потребует каких-то аналитических знаний. Не хотите закончить официантом в ресторане — учите точные науки.