«Надоело экономить?». Как за время кризиса изменились потребительские привычки россиян
«Спонтанно-рациональный тип покупки». Россияне по-прежнему покупают в режиме экономии, но, возможно, он им надоел: некоторые докризисные привычки возвращаются, и это хорошая новость для потребрынка.
Текущая экономическая ситуация воспринимается россиянами как новая норма, и потребители начинают возвращаться к спонтанно-рациональному типу покупки. Об этом говорится в исследовании GfK «Российский потребитель 2017: время надежд». В 2016 г. на 2 процентных пункта (п.п.) снизилась доля потребителей, для которых цена — главное при выборе товара. На столько же выросла доля тех, кто ходит в магазин со списком, но на 1 п.п. увеличилась доля потребителей, покупающих спонтанно.
Кроме того, в прошлом году по сравнению с 2015 г. на 4 п.п. снизилась доля людей, посещающих несколько магазинов в поиске более дешевых повседневных товаров, и на 3 п.п. выросла доля потребителей, для которых атмосфера магазина важнее системы скидок. Кроме того, больше людей теперь готовы платить за качество: на 5 п.п. увеличилась доля согласных с тем, что биопродукты должны стоит дороже. Еще на 3 п.п. выросла доля посетителей фаст-фуда.
«Таким образом, хотя в 2016 г. значительных изменений в потребительском поведении россиян не произошло, и прочно укоренилась привычка экономить, есть небольшие подвижки, которые свидетельствуют о возврате к докризисным привычкам, что может позитивно сказаться на результатах потребительского сектора в 2017 году», — пишет автор обзора генеральный директор GfK Rus Александр Демидов.
В целом настроение россиян в 2016 г. можно охарактеризовать как привыкание к жизни в условиях экономического спада и ожидание улучшений. Вместе с тем российские потребители приобрели ряд привычек, которые, как полагают в GfK Rus, останутся с ними надолго. Во-первых, это покупка только тех товаров, которые действительно нужны («ничего лишнего»). Во-вторых, активный поиск лучших цен и промо. В-третьих, влияние технологий: растет популярность приложении по агрегации скидок. Больше всего в выигрыше от новых привычек те каналы, которые предлагают покупателям качественные товары «дешевле», с «экономией», «выгодно».
Чувствительность покупателей к ценам и их ориентированность на промоакции сохранялась из-за падения реальных доходов, сказала «Коммерсанту» представитель торговой сети «Лента» Анна Мелешина. В итоге темпы роста продаж продовольственных товаров почти не изменились.
Рынок стагнирует, роста пока не заметно, но даже стабильность — это уже хорошо, рассказал «Ведомостям» вице-президент и совладелец ритейлера товаров для дома Hoff Михаил Кучмент. Для изменения ситуации должны восстановиться платежеспособность населения, полагает он.