«Нам придется разгребать чужие проблемы»: Юристы Урала — об «уберизации» рынка своих услуг
Созданный в России онлайн-сервис для поиска юристов по всему миру LegalSpace набирает обороты. Уральские юристы убеждены: такие модели на их рынке не работают — как и в сфере ритуальных услуг.
Созданный прошлым летом онлайн-сервис для поиска юристов LegalSpace заработал порядка 8 млн руб. Основатели сервиса Андрей Зиновьев и Артем Голдман рассчитывают увеличить выручку в концу 2016 г. до 60 млн руб., сообщает РБК. Бизнесмены добавляют: их цель — создание первой платформы, с помощью которой можно будет найти юриста в любой стране мира. Так, человек оставляет на сайте заявку, где описывает свою проблему, или выбирает юриста сам по опыту работы из его профиля. Типовые вопросы после модерации рассылаются по базе специалистов, нетипичные проблемы менеджеры обрабатывают индивидуально. Стоимость работы юриста фиксирована и не зависит от времени, которое на нее потратит специалист. Основатели сервиса считают, что стоимость юруслуг на LegalSpace будет в несколько раз меньше, чем в юридических конторах. Сейчас 90% заказов в LegalSpace поступает от российских компаний, которым нужно найти юриста для решения проблем в РФ. Еще 7% отечественных компаний ищут юриста для работы за рубежом, 3% — запросы иностранных предприятий на поиск юриста в РФ.
Участник уральского рынка не оставляют шансов онлайн-сервису — по их словам, «уберизация» юридическим услугам не грозит, так как сфера эта весьма специфичная.
Управляющий партнер Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Евгений Шестаков:
«Это очередной студенческий проект «Сколково», попытка поднять деньги там, где их нет и не будет. Умерли, так и не монетизировавшись, сервисы «ЮрКлуб», «Лоферм», «МойЮрист», «Праворуб» и т. д. и т. п. Chanrossa не взлетел. Бизнес знает, где и как найти юристов за границей – проблема преувеличена. Такое чувство, что за модель взят сферический бизнесмен в вакууме, который нормальных юристов никогда не видел, который оторван от деловой среды настолько, что некого попросить рекомендовать более-менее нормальную юрфирму. Так как наш бизнес доверительный, то клиентов может предложить тебе только благодарный клиент. Никакой сервис не поможет. На залетных клиентах, выбравших юристов по интернету, бизнеса не сделать — так как системное значение для нас имеет только рекомендация. Возвращаясь к сферическому бизнесмену в вакууме, повторю, что в момент, когда возникает проблема, бизнесмен идет к лично проверенным юристам, а если таковых нет, то к уважаемым им людям с просьбой рекомендовать конкретных юристов.
Почему практически не работают инструменты классического маркетинга в сфере юруслуг? По той же причине, по которой они не работают в сфере, скажем, ритуальных услуг. Реклама юристов не обладает различительной способностью (способностью запомниться впрок, скажем так), до тех пор, пока не возникнет проблема. Пока нет заботы — нет потребности, и реклама юруслуг проходит мимо глаз и мимо ушей. Если допустить возможность существования успешного сервиса для поиска бизнес-клиентов для юристов, то с той же долей вероятности тогда возможен похоронный сервис — обе потребности связаны со страхом, угрозой и большими неприятностями и это их объединяет».
Как добавляет Иван Волков, управляющий партнер компании «ЮРЛИГА», частнопрактикующие юристы «по объявлению» зачастую недостаточно квалифицированы:
«Исходя из моего многолетнего опыта работы на классическом, так сказать, рынке юридических услуг, можно смело утверждать, что клиенты, постоянные, мудрые и системные, не приходят по лидогенерации, карточкам Advokard, порталам «бесплатных» юруслуг и сервисам типа LegalSpace. Такие клиенты нарабатываются годами, многими успешно завершенными делами и проектами, спасенными и измененными судьбами, если хотите. Что касается привлечения частнопрактикующих юристов «со столба или забора» или никому не известных юрфирм, работающих исключительно по лидогенерации, о которых даже их «коллеги по рынку» ничего не слышали, могу не без сожаления констатировать: в львиной доле качество их услуг оставляет желать лучшего. У нас работа по их следам называется «разгребать чужие какашки». Мы регулярно сталкиваемся с такими ситуациями, и далеко не всегда удается помочь клиенту и «вылечить» его после таких «юристов», которые не только «юридический диагноз» неверно ставят, но и дорогостоящие юридические лекарства не те подбирают, и полумертвый клиент, все осознав, приходит с этими припарками и просит нас: «Ну сделайте хоть что-то!». На прошлой неделе было сразу два таких случая».
Г-н Волков объясняет такое положение вещей неразвитостью рынка — он все еще находится в стадии формирования. Исправить ситуацию, на его взгляд, могло бы объединение ведущих игроков в некоммерческое партнерство, которое бы следило за качеством услуг и квалификацией специалистов. Отметим, что с 2005 г. в городе работала Уральская правовая палата, которая в 2011 г. была переименована в Национальную правовую палату. Однако объединение развалилось, резюмирует эксперт.