«Нам задолжали 70 млн руб.!» «Спецавтобаза» оценила расходы на уборку нелегальных свалок
Региональные операторы уверены, что ликвидировать нелегальные свалки без помощи властей не получится. Также необходимо усовершенствовать законодательство в этой сфере.
В ЕМУП «Спецавтобаза» отчитались о ликвидации несанкционированных свалок, которую региональный оператор по вывозу ТКО ведет в рамках мусорной реформы. Как рассказала исполняющая обязанности директора МУП «Спецавтобаза» (обслуживает восточную зону Свердловской области и Екатеринбург) Наталья Зубова, за 2019 г. муниципальное предприятие уничтожило 301 свалку, 139 из них находились в Екатеринбурге. С участков вывезли более 5 тыс. кубометров мусора, причем половина объема приходится на областной центр.
Расходы, который понесла компания за уборку этих свалок, оцениваются в 70 млн руб. Из них удалось взыскать только 2 млн, — сообщила Наталья Зубова.
После вступления в силу нового порядка обращения в коммунальными отходами с 1 января 2019 г. (так называемой «мусорной реформы») ликвидация свалок в неустановленных законом местах происходит следующим образом. При обнаружении захламленного участка региональный оператор направляет уведомление собственнику территории с требованием вывезти мусор. У владельца на это есть 30 дней. Если собственник за отведенное время мусор не убирает, региональный оператор вывозит его за свой счет. Расходы взыскиваются с владельца участка.
«Если собственником земли, на которой обнаруживается свалка, числится муниципалитет, проблем не возникает. Если же участок принадлежит частному лицу, «Спецавтобаза» не может взыскать понесенные расходы — собственник всячески избегает этого или же не соглашается с размером сумм, выставленных нами за уборку», — рассказывают в «Спецавтобазе».
Многие уверены, что ликвидация кубометра несанкционированной свалки равна стоимости вывоза отходов, заложенной в тариф. Но это оправданно не всегда. Например, в Заречном мусор складировался не на одном участке, а был раскидан по лесу. Вначале мы его собрали, потом вывезли. Это совсем другие расходы, — поясняет директор «Спецавтобазы».
По ее словам, еще одна сложность с нелегальными свалками — состав мусора. Зачастую это строительный мусор, а регоператор имеет право вывозить только твердые бытовые отходы. В результате вывозится всё, но права предъявить счет за вывоз строительного мусора у оператора нет.
Наталья Зубова подчеркивает, что бороться с несанкционированными свалками можно лишь при помощи властей и надзорных органов.
Органы местного самоуправления должны работать превентивно, предотвращая образование свалок — ведь такие места им, как правило, известны. Надзорные органы так же должны следить за их возникновением. На законодательном уровне необходим правовой механизм для быстрой работы, — подчеркивает Зубова.
Ранее DK.RU писал, что ЕМУП «Спецавтобаза»рассчитывает в 2020 г. поднять тарифы на вывоз мусора, которые законодательно были снижены в 2019-м.
Мы предложили сейчас тарифы с учетом тех удачных технологических решений, которые были выработаны на протяжении 2019 г. «Спецавтобаза» рассчитывает на снижение транспортных расходов (их доля в структуре тарифа составляет 81%), — пояснила Зубова.
Напомним, «мусорная реформа» стартовала в России в начале 2019 г. Исключительное право на вывоз твердых бытовых отходов во всех регионах передали региональным операторам. Они должны вывозить мусор на строго отведенные полигоны, в том числе и из частного сектора, который впервые начал платить за вывоз мусора. По мнению федеральных властей, реформа должна решить проблему появления несанкционированных свалок. Самым крупным предприятием на Урале, работающим с отходами и содержащим полигоны ТБО, является ЕМУП «Спецавтобаза». Также в области работают «Экосервис» и «Рифей», писал DK.RU.
После запуска реформы РАНХиГС и аналитическая группа Wasteconsultin провели исследование и составили индекс «мусорной напряженности» в 33 регионах РФ. Свердловская область заняла в этом рейтинге второе место.