«Написали «грибы», а подсунули мясо». Как рестораны теряют клиентов с особыми запросами
«Есть люди, для которых веганское питание — морально-этический вопрос. Каково это, получить овощной суп на мясном бульоне? Это особая форма цинизма поваров? Желание сэкономить на кипяченой воде?»
Иван Тыртышный, основатель агентства BOOevent (в сети Ivan FromDubai):
— Уже два года я не ем мясо — разное, и курицу тоже. Естественно, в кафе или ресторанах я всегда внимательно изучаю меню, чтобы взять то блюдо, которое мне подходит. Но уже несколько раз я (как и некоторые мои знакомые) сталкивался с ситуацией, когда в заведениях или магазинах администрация не до конца раскрывает информацию о составе блюд.
Что может быть приятнее вечером в хорошей компании заглянуть в кафе и вкусно поужинать? Так, в общем-то, я и решил поступить на днях. Зашли мы в ресторан паназиатской и японской кухни. Я внимательно изучил меню, выбрал четыре варианта блюд (роллы с креветкой, лапшу с овощами, суп с грибами, еще что-то) и уточнил у официанта — точно ли в этих блюдах нет мяса.
Еще попытался спросить, сколько там белков, жиров и углеводов, но по виду официанта понял, что об этом я зря заговорил.
В итоге свой выбор я остановил на роллах и супе из грибов «Том Кха» (в меню было написано: на молоке с шампиньонами и грибами моэр). Парнишка-официант подтвердил, что там действительно только грибы и никакого мяса.
И тут случился тот самый момент истины. Я практически уже навернул всю тарелку, как начал понимать, что грибы тут какие-то подозрительные — уж больно похожи на мясо курицы. Вкус курицы, надо сказать, был неявный, только вид порождал сомнения.
Вот как тут определить, что в супе курица?
Друзья меня попытались успокоить, что на вид — грибы как грибы. Тем не менее, я все же попросил персонал ресторана уточнить, нет ли тут ошибки. Через пару-тройку минут я получил убийственный для меня ответ: да, это мясо курицы.
Чувство было, что меня наглым обманом и против моей воли вынудили съесть то, от чего я отказываюсь на протяжении почти двух лет. От одной только мысли об этом я почувствовал тошноту и неприятные ощущения в животе, как будто меня изваляли в грязи и оставили сохнуть. При этом ни официант, ни менеджер заведения не выразили ни малейшего сожаления о содеянном. Было ощущение, что они вообще пришли с улицы и даже не читали меню.
Я рассчитался по счету, как того требовал менеджер, написал отзыв в «Книге жалоб» и на ресурсах ресторана. И пошел залечивать раны самостоятельно.
Кстати, никакой реакции на мои отзывы не последовало. А это, между прочим, одна из крупных отельно-ресторанных сетей Екатеринбурга, чьим постоянным клиентом с золотой картой я являюсь.
У меня нет цели очернить сеть как таковую. Возможно, это была инициатива конкретного ресторана или конкретного повара, у которого закончились грибы и он решил по доброте душевной докинуть туда мяса, так ведь «сытнее».
Позднее я узнал от других знакомых, кто придерживается специального питания, что они сталкиваются со схожей проблемой. А проблема, на мой взгляд, следующая: отсутствие у отдельных ресторанов и стрит-ритейла уважения к вкусовым предпочтением, духовным традициям и обычаям других людей. Ладно — я, я не вкладываю в употребление пищи каких-то высоких смыслов, кроме осознанного питания и здоровья. Но есть люди, для которых это морально-этический вопрос. Каково это, получить, например, овощной суп на мясном бульоне в качестве веганского блюда? Это особая форма цинизма поваров? Желание сэкономить на кипяченой воде?
Это же нормально, когда я плачу деньги за то, что выбрал исходя из своих убеждений! Написано «суп с грибами» — значит, так и есть. Указано «пирожок с капустой» — значит, это просто капуста, а не капуста с яйцом.
Бесспорно, кто-то скажет, что есть веганские рестораны, и уж там точно все ок. Да, у нас есть несколько таких заведений. Но цена! За салат с капустой в веганском ресторане я заплачу в два раза больше, чем в другом месте, зачастую — просто за то, что на вывеске указано «веганский». Вот непонятно: людей, которые отказываются от мяса, меньше, и поэтому можно брать с них больше?
Но речь не об этом. Мне непонятно, почему приходится с осторожностью относиться к обычным ресторанам, которые заботливо предлагают как бы альтернативу мясным блюдам. А потом обманывают.
Очень интересно, что на это счет думает Роспотребнадзор, насколько допустимо расхождение информации на ценнике или в меню с содержанием самого продукта. Да и есть простой человеческий подход, когда уважение к клиенту и внимательное отношение к деталям не приведут к таким проблемам, как моя. Допиши слово, предупреди, объясни персоналу, как это донести, и я останусь клиентом еще надолго. Насколько я знаю, даже сами владельцы заведений придерживаются строгого рациона.
Почему бы с такой же чуткостью не относиться и к гостям? В конце концов, я вправе знать, что я ем, особенно если плачу за это деньги.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции DK.RU