«Нарушение принципов конкуренции». Почему стало трудно ввозить гаджеты из онлайн-магазинов
На российском рынке прецедент: таможня отказывается ввозить смартфоны китайского бренда, купленные в зарубежном онлайн-магазине, так как на этом настаивает компания. Это ущемляет интересы покупателей.
Федеральная таможенная служба перестала пропускать на территорию России товары, если на этом настаивает владелец бренда, пишет РБК. В конце апреля некоторые россияне, которые приобрели смартфоны Xiaomi и Sony в зарубежных интернет-магазинах, не могли получить гаджеты, сообщала общественная организация «Роскомсвобода». Ведомство при этом ссылалось на правила ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, согласно которым запрещены к пересылке контрафактные и пиратские товары. Против ввоза смартфонов Xiaomi в Россию возражала компания «Смарт Оранж»: по заявлению той, «товар обладает признаками контрафактности».
Определение, обладает ли продукция признаками контрафакта, ФТС возлагает на правообладателя. Если он приходит к такому выводу, то таможня предотвращает воз в Россию запрещенных товаров, пояснили РБК в ведомстве. В компании RDC Group, владелец «Смарт Оранж», заявили, что настоятельно рекомендуют фанатам марки покупать гаджеты через официальные каналы, чтобы пользоваться официальной гарантией и послепродажным обслуживанием. Зарубежные интернет-магазины, кроме официального онлайн-магазина Xiaomi, компания не относит к официальным каналам.
Модель смартфона, которая продается в России, обычно имеет большую маржинальность, чем та, что предназначена для Китая, поэтому производителю невыгодно, чтобы покупатель из другой страны заказывал товар в китайском интернет-магазине, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Кроме того, по его словам, RDC Group пыталась препятствовать ввозу смартфонов не физлицами, а компаниями-конкурентами. Попадание под запрет таможни устройств для личного пользования — беспрецедентный шаг, говорит аналитик.
Таможенное ограничение на ввоз гаджетов нарушает принципы конкуренции, считает Юрий Дворный, генеральный директор Евро-Азиатского логистического таможенного оператора ЕЛТБ. У покупателя должен быть выбор: купить в России товар в удобном месте, но по более высокой цене, или самостоятельно приобрести за рубежом, но по более низкой стоимости, сказал г-н Дворный DK.RU.
По словам эксперта, в его практике не было случаев, чтобы правообладатель торговой марки уведомил таможенную службу другого государства о возможности заводить приобретенные товары только эксклюзивным поставщиком. Это сужает круг потребителей бренда, и обычно не в интересах компании, отметил г-н Дворный.