«Наружку» снимут с исторических зданий Екатеринбурга
МУГИСО продолжает усиленную борьбу с рекламой, размещенной на объектах культурного наследия. Эксперты считают, что эти меры не убьют, а только оздоровят рекламный рынок города.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области усилило работа по выявлению незаконно установленных рекламных конструкций. В частности, сотрудники ведомства обращают внимание на брандмауэры и билл-борды, вопреки 44 статье Конституции РФ размещенные на стенах объектов культурного наследия. Как пояснили в пресс-служба МУГИСО, это «нарушает права граждан на доступ к культурным ценностям».
Специалисты в сфере охраны памятников истории и культуры отметили, что вопрос сдвинулся с мертвой точки в 2013 году: если ранее памятники безнаказанно увешивали рекламой, то теперь с нелегалами действительно начали бороться. Арендаторы и владельцы нескольких десятков памятников получали предписания и демонтировали рекламные конструкции, закрывающие фасады памятников архитектуры.
В частности, от рекламы очистили градостроительный ансамбль 50-х годов XX века по улице Свердлова, «жилые дома» по улице Малышева, «Доходный дом Г.В. Уварова» на Пушкина, 4, «Дом мещанки Д.Я. Симановой» и «Дом купцов Яковлевых» по ул. 8 Марта, 12 и 18, соответственно, а также «Дом купца Иванова В.Н» на 8 Марта, 26 и другие.
В августе прокуратура Кировского района потребовала демонтировать рекламную конструкцию на фасаде Главпочтамта, который также является объектом культурного наследия. «Металлические крепления рекламных конструкций вели к разрушению штукатурного слоя и кирпичной кладки, что влекло изменение внешнего облика памятника», - сообщает пресс-служба областной прокуратуры. Директора филиала «Почты России» штрафовали на 2 тысячи рублей за использование федерального объекта без надлежаще оформленных документов. Вообще же наказанием за нарушения при использовании объектов культурного наследия может быть штрафом в размере от 15 до 200 тысяч рублей для физических лиц и от 200 тысяч до 5 миллионов рублей для юридических лиц.
«Демонтаж наружной рекламы с памятников архитектуры давно необходим, - считает PR-директор рекламной группы Deltaplan Людмила Черных. – Недовольство засильем «наружки» существует, и оно уменьшает эффективность рекламы. Кроме того, людям хочется увидеть свой город, особенно старинные здания, во всей красе».
По мнению эксперта, на рынке наружной рекламы Екатеринбурга необходимо наводить порядок. Засилье «наружки» отмечается не только в Свердловской области, но и по всей стране: в Москве в разы больше рекламных поверхностей, чем в Нью-Йорке или Париже, и это характерно для всех крупных российских городов. Отчасти причиной этого является низкая стоимость наружной рекламы.
«Сокращение объемов инвентаря приведет к росту цен, - предсказывает Людмила Черных. - Однако говорить о том, что рынок наружной рекламы Свердловской области, вымрет – нельзя. Уже сейчас наблюдается процесс консолидации. Примером может служить покупка «ДизайнМастером» инвентаря компаний «Полигон Принт», «X-Формат» и ГК «Терминатор». В 2014 году состоятся торги, и от их условий будет зависеть дальнейшая судьба рынка. Может повториться казанский сценарий, когда остались только две-три крупнейших федеральных компании. А может и сочинский, где на плаву удержались местные рекламные фирмы. Во многом ситуация будет зависеть от местных властей».
Руководитель ООО «Терминатор-Неон» (входит в группу компаний «Терминатор») Николай Козарийчук считает, что в течение 1,5-2 лет локальных операторов на рынке наружной рекламы Свердловской области может не остаться:
«Сегодня с него законодательно вытесняются средние и малые компании. Причем и операторы, и рекламодатели. За счет усложнения процедур, удорожания конструкций и повышения цен такую рекламу пытаются превратить в эксклюзивную услугу, доступную только крупному федеральному и транснациональному бизнесу. Скоро мы не увидим на щитах рекламы местного кафе или автосервиса — ценник смогут потянуть только компании уровня Mercedes, Samsung, Procter&Gamble, Сбербанка и «Газпрома».