Подписаться
Курс ЦБ на 27.12
77,69
91,20

«Нас ждут пустые моллы». Алексей Мальцев — о закате эпохи торговых центров

Сегодня ритейл все чаще выбирает небольшие площади или уходит в интернет. Чтобы выжить, торговым центрам придется усилить сегмент развлечений или превратиться в склады.

Рынок коммерческой (прежде всего торговой) недвижимости в ближайшее время ждет серьезная трансформация, уверен Алексей Мальцев, генеральный директор компании R.Management. И причины ее кроются не только в переизбытке предложения, падении покупательской способности или санкциях. О том, как изменившийся ритейл влияет на рынок торговых центров, — в колонке для DK.RU.

Никто не будет отрицать: торговые центры существуют для ритейла и должны соответствовать его ожиданиям и требованиям. А характер торговли в последнее время серьезно меняется. Во-первых, ритейл начал менять собственную товарную матрицу, оптимизировать бизнес-процессы и лучше организовывать логистику. В результате современным торговым форматам все реже требуются большие торговые площади со складами и административными помещениями. 

Если лет пять назад самыми востребованными помещениями у продуктовой розницы были площадки в 1,5 тыс. м, то сейчас арендаторы выбирают помещения до 800 метров.

А покупатели все чаще предпочитают крупным продуктовым гипермаркетам магазины пошаговой доступности, расположенные друг от друга на расстоянии 500 м. Востребованность крупных площадей в торговых центрах неумолимо падает, а их аренда стремится к цене хороших складов.

Во-вторых, на мой взгляд, в ритейле наблюдается некий «кризис жанра»: на рынке присутствует столько торговых марок и товаров, что удивить чем-либо покупателя довольно сложно. Практически во всех торговых центрах имеется в наличии «джентльменский набор» арендаторов с одинаковой продукцией. А выхода новых операторов не предвидится: все, кто хотел, уже присутствует на уральском рынке.

Как следствие, торговые центры теряют свое основное идентификационное качество привлекательность и уникальность шопинга.

В-третьих, современная торговля медленно, но верно уходит в онлайн. А что такое интернет-магазин? Это онлайн-площадка, продвижение и система доставки товара. Все. Торговые площади в этой цепочке отсутствуют. Конечно, это пока низкомаржинальный бизнес, и многие интернет-магазины не выдерживают конкуренции, но тренд очевиден: торговля и покупатели уходят в интернет. Это не прихоть и не мода, это логичный и неизбежный переход к новой реальности со своей торговлей, валютой и развлечениями.

Если сложить эти тренды, то получится, что торговый центр будущего это сочетание системы продвижения товаров/услуг, онлайн-площадки и высокотехнологичного склада. Вся интернет-индустрия будет нацелена на организацию продаж, а логистика на быструю доставку товара. По аналогии с существующими концепциями торговых центров, можно предположить, что будут создаваться и раскручиваться некие онлайн-платформы, к которым смогут присоединяться более мелкие магазины. Если обычный торговый центр собирает в одном здании несколько операторов, обеспечивая синергию, то онлайн-центр будет выступать своего рода агрегатором для более мелких интернет-магазинов. Такие идеи уже реализуются. Яркий пример Яндекс-маркет. Соответственно, интерес таких продавцов сместится с торговых площадей в магазинах на склады.

Зачем платить высокую аренду за площадку в ТЦ, если все можно эффективно хранить на более дешевом складе с быстрой доставкой?

А теперь вопрос: что же будет с существующими торговыми центрами? Я думаю, их концепцию можно описать лозунгом «хлеба и зрелищ!». В офлайне останутся торговля продуктами питания, развлечения и сфера услуг. Плюс шоу-румы, в которых будут размещаться выставочные образцы товаров. Все остальное уйдет в онлайн. Торговые центры превратятся в некие социальные пространства, которые будет все сложней и сложней монетизировать только за счет аренды. Менее удачные проекты превратятся в склады по крайней мере, платить за них будут именно по прайсу складских помещений. 

Можно констатировать, что мы являемся свидетелями заката целой индустрии: торговые центры, которые когда-то росли как грибы после дождя, становятся ненужными. И отказываться от них начнут быстрее, чем мы этого ожидаем. Так что время пустых моллов не за горами.

Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.