«Наш бизнес похож на лоукостеры: никаких лишних расходов, кроме зарплат и затрат на сырье»
Презрение к бизнес-планам и скупка компаний по всей стране с обязательным «выжиганием поляны» ради экономии: правила управления Дениса Штенгелова, производителя «Кириешек» и вафель «Яшкино».
«КДВ групп» производит кондитерские изделия и снеки: вафли и пряники «Яшкино», сухарики «Кириешки» и «Три корочки», «Бабкины семечки», закуски к пиву BEERka и другие. Главный офис компании расположен в Томске, продукция не рекламируется по телевидению, но, по оценкам Bloomberg, состояние ее создателя, Дениса Штенгелова, составляет $1 млрд.
В интервью РБК томский миллиардер рассказал о патологической лени, отсутствии бизнес-планов и планах на будущее (включая IPO).
О собственном состоянии
— Лично у меня денег таких нет, никогда не было и, наверное, не будет. Одно дело в руках подержать $1 млрд, а сколько стоит моя компания, я никогда и не считал.
О будущем и отсутствии бизнес-планов
— Мы рассматриваем IPO, но не в 2018 году. Сейчас мы только изучаем, как это происходит, как оценивается бизнес.
Мы ставим внутреннюю задачу — расти двузначными темпами. Думаю, у нас получится. Но конкретных целей нет. Мы делаем какие-то вещи, а потом смотрим, как все складывается. Пока все складывается неплохо.
Я этим живу и действительно не знаю будущего. Использую ситуацию, которая складывается вокруг. Никаких планирований на пять лет. Надо четко понимать, что есть сейчас, а потом делать следующий шаг.
Сейчас такая фаза, когда мы хотим отладить процессы — рост все-таки у нас очень агрессивный. Будем ли еще поглощать других? Не буду зарекаться. Но в ближайшее время покупать ничего не собираемся.
Об особенностях управления
Наш совет директоров возникает не тогда, когда мы его запланировали, а когда есть жизненная необходимость. Мы пляшем не от статуса людей и задач, а от потребностей бизнеса. В таких условиях главное — не отключать телефон.
О низкой цене и высоком качестве
— О здоровье мы думаем серьезно. Но я бы не стал делить снеки на здоровые и нездоровые. Наши поставщики сырья — это ведущие транснациональные компании Cargill и Barry Сallebaut. Весь бизнес этих компаний основан на репутации. И меня обижает, что люди думают: раз «КДВ групп» продает дешево, значит, у них плохое сырье. У нас гипертрофированная паранойя по поводу качества.
Дело в другом: наши издержки минимальны, и мы можем довести до потребителя продукт с низкими ценами. Но обратите внимание, например, что мы не даем рекламу. У нас нет статьи затрат на это. Если вы посмотрите балансы ведущих компаний, у них миллионы уходят на промоушен. Наш промоушен в том, что мы предлагаем потребителю низкую цену.
Наш бизнес похож на бюджетные авиакомпании. У них новый парк самолетов, хотя и нет навороченного питания на борту. А я предпочту новый самолет старому, если будет выбор. С нашим продуктом то же самое. Жесткая экономия на доставке продукции от производства до потребителя, минимум рекламы и посредников. Как создать скульптуру? Возьмите кусок камня и уберите лишнее. И мы убираем лишние расходы, кроме зарплат и затрат на сырье. Мы закупаем большую партию, везем ее правильно, имеем преференции в плане цен на сырье.
О кредитах и работе с банками
— Кредиты открываются и гасятся, это непрерывный процесс. Мы свои обязательства выполняем: долговая нагрузка растет вместе с бизнесом.
Главный вопрос банкиров: а не упадут ли продажи и прибыль у покупаемой компании? Если продажи падают, то вся логика процессов рушится. Тут-то я и обычно и рассказываю про лоукостер — из двух компаний остается одна. Но при этом у «КДВ групп» есть своя логистика и дистрибуция. Значит, не надо делиться маржой с дистрибьютором, содержать штат продажников. То же самое с управлением компании — мы экономим деньги, выжигая поляну.
О сети магазинов «Ярче!»
— Мы до сих пор в поиске бизнес-модели. А подражать кому-либо бессмысленно. Так всегда проигрываешь. Надо делать свое, ведь у каждого свои стартовые возможности. А это достаточно непонятный путь. Поэтому я вообще не слежу за конкурентами. Это не помогает стать сильнее. Мы принимаем решения, исходя из внутренних обстоятельств, и никогда не теряем время на изучение других стратегий. Дело в том, что конкуренты делают свою стратегию, исходя из своих возможностей. Их опыт может быть не просто бесполезным, но и опасным. Я лентяй, и мне неинтересно знать, что делают другие. Мне интересно заниматься тем, что окружает меня.
«Ярче!» — это стартап, это интересно. В моей картине мира «Ярче!» должна расти на 20–30% ежегодно. Ресурсы на это у компании есть.
О переносе головного офиса из Томска в Москву
— У нас здесь есть склады, но офиса нет. Я патологический лентяй, нужно прилагать усилия, а я не хочу.
В 2010 году «Секрет фирмы» писал о Денисе Штенгелове, что он напоминает «парня с соседнего двора» — растрепанные волосы, джемпер. Тогда о своем уже окрепшем деле томский бизнесмен говорил:
«Вот представь: дошел ты пешком из Томска до Москвы. Сделал несколько миллионов шагов. Невероятная же история? А где тот момент, когда она стала невероятной, непонятно. Так и мы, работаем и работаем потихонечку».
Если с умным лицом рассказывать, как мы продуманно и сознательно консолидировали рынок снеков, то это будет вранье. Все получилось случайно.