Наш диагноз — острая нехватка героев в обществе. Главные выводы из чуда на кукурузном поле
«Все хотят быть героями. Путин летает на истребителях, депутаты Госдумы ныряют прямо с Северного полюса, «Хирург» ездит без каски. Но лишь на прошлой неделе мы увидели настоящих героев современности».
Евгений Енин, телеведущий, блогер, автор рубрики «Смотритель» на DK.RU:
— Что явило нам чудо на кукурузном поле, кроме, собственно, 233 спасенных? Явило наш диагноз: острая нехватка героев в обществе.
СССР был не только страной коммунизма, проигравшего дефициту, но и страной героев.
Герои окружали нас в раннем детстве, брали за руку и вели по жизни, направляя и подталкивая.
Для детей была когорта пионеров-героев, боровшихся сначала с белогвардейцами и кулаками, не жалея родных отцов. Потом — с иностранными шпионами, то и дело ронявшими коричневые пуговки на пыльных, но ведущих к счастью дорогах Родины. Потом — с фашистскими захватчиками. Подростков под локти подхватывали комсомольцы-герои. Взрослых вели в атаку взрослые герои, которые давали пример.
Это главная социальная функция героев: давать пример, образец, записывать на подкорку алгоритм поведения, доказывать, что самые высокие вершины достижимы, героем может стать каждый советский человек. А в определенных обстоятельствах не только может, но и обязан — по заданной с детства схеме. Советским людям было предельно ясно, что ждет от них Родина и лично товарищи Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев. В мирное время — работать в забое, как Стаханов, в военное — закрывать собой амбразуру, как Матросов.
Разумеется, Родина умела быть благодарной. Если герой погибал, то становился частью советского пантеона, получая утвержденный пакет почестей: школа, где он учился, и улица, где он жил, назывались в его честь, возможно, бюст на родине героя, возможно, страница в учебнике. Если подвиг был трудовой, то усталый герой получал премию, квартиру, машину. Трусы, носки, майки, электробритву, как Гагарин. Были герои местночтимые, о которых рассказывали только школьникам той школы, откуда они ушли воевать, были почитаемые всей страной, чьи имена знали наизусть все жители СССР.
Пантеон советских героев пережил Советский Союз, хотя и понес огромные потери. Гражданам Российской Федерации стало казаться, что готовность сдать родного отца «органам» — это не то, что следует воспитывать своих в детях. Что поджоги крестьянских домов, оставлявшие на морозе в первую очередь самих крестьян, этим крестьянам действительно могли не понравиться. А подавлять огонь вражеских ДОТов все-таки лучше пушками, чем своими телами.
Герои Великой Отечественной, безусловно, остались героями, но в сознании поколения 2000-х встали в один ряд с героями Отечественной войны 1812 года, а с такого расстояния вести за руку трудно, разве что манить вдаль, где водятся кавалергарды.
Звание главного героя страны окончательно перешло к Юрию Гагарину. Его улыбка за 58 лет не стала менее обаятельной, и он продолжает давать нам пример того, как можно рискнуть, закрыть глаза на несовершенство техники, чтобы стать первым. Что вполне соответствует национальному характеру. Но одного Гагарина на всех явно не хватает.
К 2000-м период дегероизации кончился, и, по закону маятника, началась эпоха поиска и примерки к массовому сознанию новых героев.
У нас есть Президент, явно метящий в герои: коллажи, где он с голым торсом верхом на медведе, порой кажутся фотографиями, разосланными пресс-службой. Если сторожу его трона, Дмитрию Медведеву, дозволяется рулить чем-то сугубо мирно пашущим вроде комбайна, то Путин летает как на истребителях, так и вообще без самолета, ныряет — как в батискафе, так и без, и дает повод любому 8-летнему мальчишке хотеть стать президентом, чтобы так же гонять на крутых машинках. Проблема только в том, что 8-летки не голосуют.
Перед самым брутальным политиком России, Рамзаном Кадыровым, я лучше сразу извинюсь — за то, что его упомянул.
Из «героев» ДНР-ЛНР героев сделать попытались, не получилось. Во-первых, трудно объяснить, почему люди, воющие против законной власти на территории чужой страны, герои, а не террористы. Во-вторых, в какой-то момент те, кто управляет машиной пропаганды, поняли, что внедрение в массовое сознание идеи «Если власть не нравится, ее свергают», это не то, за что им платят зарплату.
Отдельные депутаты Госдумы с арктическим прошлым тоже попытались встать на тропу приключений и нырнули в батискафе прямо с Северного полюса, но депутат Госдумы может стать народным героем, только если он утопится, желательно без казенного батискафа, но если по-другому никак, то ничего не жалко.
Героя нашего времени попытались сделать из придворного байкера, Александра «Хирурга» Залдостанова. Ну а что, волосы длинные, мотоцикл американский, куртка кожаная (тоже американская), ничего полезного не делает, шапку в помещении не снимает, что еще надо, чтобы быть героем России? В результате, вся страна смеется: всем очевидно, что ездит этот герой без шлема, потому что мозг — это последнее, что у него в организме может пострадать.
А в чем героизм человека, который делает ровно две вещи: любит Путина и гоняет на моцике, ни один пропагандист даже под дулом пистолета объяснить не сможет.
Прошлая неделя дала нам настоящих героев современности.
Мы уже привыкли к тому, что наши самолеты то и дело падают, из-за нашей же криворукости — как в управлении, так и в изготовлении. Мы отвыкли от того, что можно кого-то назвать героем без того, чтобы другая половина страны не назвала его негодяем.
И вдруг оказывается, что мы можем посадить самолет с двумя поврежденными двигателями на брюхо в кукурузном поле и спасти 233 человека. И мы, пусть незаслуженно, далеким авансом, говорим именно «мы можем», мы видим себя в Дамире Юсупове, себя — хороших, умелых, бесстрашных, как когда-то страна увидела себя в Юрии Гагарине. Мы от этого так давно отвыкли, а у него еще улыбка скромная и обаятельная, как у Гагарина. Фраза, сказанная старшим бортпроводником рейса U6178 Дмитрием Ивлицким: «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», совершенно бессмысленна вне контекста, но мы знаем контекст и нам уже кажется, что это нам всем сказано, всей стране, и теперь мы знаем, куда идти, чтобы выйти, наконец, к солнцу.
По поводу награждения летчиков званием Героев России поднялся было робкий срач в Интернете, больше по привычке сраться по любому поводу, но тут же и затих. Но удивительным образом попытка сказать «они не герои» объяснила нам, почему они герои, и какие герои сейчас нам нужны.
Те, кто пытался хайповать на этой истории, продвигали тезис «они не герои, потому что они всего лишь сделали правильно то, чему их учили».
Ну да. Именно это нам сейчас и надо.
Делать правильно. Как учили. Сажать пассажирский (не военный) самолет под Жуковским (а не в сирийской провинции Идлиб). Оказывается, что мы так можем — делать правильно. И оказывается, если делать правильно, то можно выйти к солнцу. А как идти, мы уже знаем: вдоль рядов кукурузы.
Вот только бы еще найти подходящую кукурузу.
***
Читайте в других колонках рубрики «Смотритель»:
«4 миллиарда на воспитание патриотов — просто оскорбительное крохоборство. Почему не 24?»
«Диаспоры нельзя запретить. Но можно объявить, что мы их категорически не приветствуем»