Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас»

Михаил Фейгин
Михаил Фейгин. Иллюстрация: Архив DK.RU

За 25 лет два поколения семьи Фейгиных смогли приучить горожан к очкам, сделанным индивидуально — как обувь, сшитая на заказ. Удержаться на рынке помогла осторожность, а сделать прорыв — кризис.

Гендиректор компании «Очки для вас» Михаил Фейгин рассказал DK.RU, как фирме удалось продержаться на рынке больше четверти века, как небольшой семейный бизнес получил в клиенты гигантов уровня «Норникель», и чем вредны закредитованность и страсть к экспансии. 
 
Алмазы для Samsung
 
«Мой отец Донат Фейгин в 1991 г. решился на очень смелый поступок. Сейчас он порой говорит, что если бы знал, что его ждет, то едва бы тогда отважился уйти с Уральского оптико-механического завода (УОМЗ) в свободное плавание», — начинает Михаил Фейгин. 
 
В то время в рамках предприятия разрешили создавать временные трудовые коллективы — небольшая предпринимательская деятельность стала в стране легитимной. Донат Фейгин с несколькими сослуживцами в таком режиме поработали, поняли, что есть договоры, проекты, и уволились: договорились об аренде помещения бывшего цеха завода пластмасс, купили оборудование на кредитные деньги для поддержки малого бизнеса, и фирма начала работу. 
 
Производили разные вещи: алмазные покрытия для пишущих головок видеомагнитофонов — потом, кстати, этот патент выкупила корпорация Samsung. Делали автомобильные зеркала для Ижевского автозавода, покрытия для оптических приборов, инфракрасные фильтры для датчиков контроля температуры букс колесных пар железнодорожного транспорта. Одно время сотрудничали с Невьянским механическим заводом — во времена СССР он работал на оборонку, а после стал шить одежду. Проблема была с иглами — они все время ломались, и компания вместе с учеными УрО РАН разработали иглы с алмазоподобным покрытием. Но все эти проекты были разовыми, а нужно было искать источник стабильного заработка.
 
В итоге в 1993 г. было решено наладить торговлю оптическими изделиями — а ранее, параллельно со всеми проектами, компания делала кое-какие разработки по очковой оптике. Привычных сейчас полимерных линз не было, только стеклянные, которые выпускало единственное предприятие в стране. Фирма Доната Фейгина их закупала и пыталась довести до ума с помощью оптических покрытий. Выделив это направление в новое предприятие — нынешний Завод Рецептурной Оптики, компания купила оборудование для индивидуального производства очковых линз из заготовок и вакуумные установки для нанесения покрытий. Продажи на первых порах строили так: создали выездную бригаду, которая ездила в разные города. На месте давали объявление: тогда-то там-то состоится прием офтальмолога, где можно будет подобрать очки. Собирали заказы и после привозили готовые очки.
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 1
Михаил Фейгин: «Мы с отцом вместе в деле уже много лет. Иногда спорим, иногда ссоримся. Но всегда знаем, что главное — это семья, что наша дружба и хорошие отношения важнее личных амбиций».
 
Через некоторое время удалось открыть первый магазин «Очки для вас» в Екатеринбурге на ул. Блюхера. Ритейл помог наладить своевременность платежей, чего не было при работе с корпоративными клиентами, появился приток денег, который позволял производству не умереть — тогда оно себя никак не окупало и держалось за счет розничных продаж. Причем, подчеркивает г-н Фейгин, продавать пытались линзы с покрытиями собственного производства — для защиты от ультрафиолета, для вождения авто, работы на компьютере и т. п. 
 
В таком ключе компания развивалась в последующие десять лет, открывая новые точки в Екатеринбурге — Михаил Фейгин вошел в состав учредителей фирмы в 1997 г. и участвовал в ее жизни сперва в удаленном режиме, концентрируясь на стратегии. А с 2008 г. занялся оперативным управлением, сменив отца, который сосредоточился на управлении Заводом Рецептурной Оптики. Супруга Михаила Фейгина Юлия тоже давно участвует в семейном бизнесе — практически с первых лет она отвечает за ассортимент оправ в салонах.
 
«К 2008 г. под брендом «Очки для вас» работало уже 15 магазинов. Тогда же мы решили создать более современное производство рецептурных линз. Оно отличается от продажи линз готовых тем, что в очки вставляется не линза, отлитая на производстве где-то в Азии, а берется заготовка, ее поверхность формируется под заданный рецепт и параметры пользователя. Затем наносится покрытие, и линзу вставляют в оправу. Это как обувь или одежда на заказ — типовые складские линзы это все же средняя температура по больнице, а здесь можно учесть небольшие детали. Глаз — важный орган, и индивидуальное изготовление дает более качественное зрение и более высокое качество жизни. Так что мы приобрели новое оборудование для нанесения покрытий, для обработки поверхностей и сфокусировались на этом сегменте — где индивидуальный подход, более точный подбор очков и изготовление под каждую зрительную задачу.  
 
При этом политику вели весьма консервативную — кредиты брали минимально. На заемные деньги оборудование покупалось только на стартовом этапе, а после компания развивалась на собственные деньги. И мы не увлекались экспансией, расширением сети, развивались только в Екатеринбурге. У нас формат такой — требует высокого уровня экспертизы со стороны консультантов и высокого уровня присутствия. Так что если наставить точек, вряд ли они будут должным образом работать. Но при этом мы развиваем отношения со всеми оптиками — предлагаем им свои линзы, даем экспертизу, обучаем — как внедрять, как развивать. Многие за нами следуют и переориентируются со складских массовых линз на индивидуальные. В Уфе есть такая сеть, в Самаре, в Волгограде, в Москве. А мы не берем на себя риски открытия убыточных магазинов.  
 
Просто у нас другая концепция. Есть вариант создания бизнеса на продажу, когда компания занята в основном покрытием территории, независимо от текущих результатов деятельности. Пусть в убыток работает, зато есть доля на рынке, оборот. Потом по плану следует продажа бизнеса новому собственнику, а он дальше пусть плюхается с этим хозяйством, как хочет. У нас идея иная — что-то типа вечной жизни в бизнесе. Задача — обеспечить жизнеспособность предприятия, его долгосрочное присутствие на рынке, а не создать красивую упаковку бизнеса для дальнейшей продажи. Поэтому мы очень аккуратны и оставляем только эффективные магазины. В этом ключе и развиваемся. Может быть, не гигантскими темпами. Но кризисы на нас меньше сказываются», — рассказывает Михаил Фейгин.  
 
Свежий взгляд
 
Изначально производство было расчитано на удовлетворение потребностей собственной сети, но со временем возникла идея использовать его мощности для работы с внешними клиентами. В 2011 г. Фейгины приобрели технологию изготовления линз — линию Free form, чтобы делать их по уже полностью индивидуальным параметрам. И получили лицензию на изготовление линз крупного игрока на рынке оптики, немецкой компании Rodenstock под этой маркой — из материалов и по лекалам европейцев. Это стало базой для работы с внешними клиентами, и в прошлом году компания заключила контракт с корпорацией Uvex — немцы решили перенести на екатеринбургскую площадку часть производства.
 
Стороны договорились, что местные специалисты будут использовать оправы Uvex, однако линзы станут изготавливать сами, собирать очки тоже будут в Екатеринбурге. В год здесь смогут выпускать 50 тыс. пар очков. По словам г-на Фейгина, Uvex начинает заказывать очки для «Норильского никеля», первый контракт уже заключен, а уральцы сделали и отправили пилотную партию. Предприниматель добавляет: сейчас бизнес у компании параллельный — розничная сеть и производство, которое работает с клиентами по всей России.  
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 2
Михаил Фейгин: «Видимо, стройфак УГТУ-УПИ, оставшийся за плечами моей супруги Юлии, помогает ей ровными рядами выстраивать ассортимент на полках. Это фундамент нашего бизнеса».
«Стоимость труда в нашей стране резко снизилась в валютном выражении, текущие расходы на производство — тоже. Разница существенная. Получилась такая история про импортозамещение, только не со стороны государства, а по инициативе зарубежного игрока. Но надо отдать должное и нашим властям — мы получали субсидии фонда развития малого бизнеса на модернизацию. Сделать это реально, если правильно собран пакет документов и производство подходит по всем требованиям — а у нас оно на самом деле высокотехнологичное. Работают инженеры с УОМЗа, ученые с кафедры оптики УрФУ, отец тоже участвует в разработках. Недавно приезжали поставщики оборудования, увидели нашу лабораторию, говорят: «У вас филиал Академии наук, что ли?».
 
Правда, в Вильнюсе аналогичное нашему предприятие получило от Евросоюза 2 млн евро. Добавили столько же своих, и получился роботизированный масштабный завод. У нас же когда идет речь о выделении средств, то суммы редко превышают 3-5 млн руб. Но и на том спасибо», — комментирует Михаил Фейгин. 
 
И продолжает: по его подсчетам, компания находится на ранней стадии освоения рынка индивидуальных линз — в сети «Очки для вас» они занимают 40% заказов, в России в среднем около 5%, в Европе — порядка 50-55%.   
 
«На ближайшие три года мы рассматриваем перспективу расширения внешней клиентской базы и повышение интенсивности работы наших салонов: часть будем укрупнять, может быть, откроем новые — реорганизацию так или иначе проведем. В производстве стремимся к тому, чтобы совершенно исключить брак — сейчас внутренний производственный брак у нас около 1%. И просрочки выполнения заказов тоже есть, примерно на таком же уровне — тоже хотим это исключить и укрепить свои позиции на российском рынке. У нас нет того преимущества в имидже, которое имеют западные производители, поэтому стараться нам нужно в два раза больше. Зато мы находимся ближе к нашим клиентам и готовы делиться опытом внедрения технологии персональной коррекции зрения с коллегами оптиками, которые работают с нашим Заводом Рецептурной Оптики», — говорит г-н Фейгин. 
 
По его мнению, работы в этой сфере хватит и третьему поколению семьи Фейгиных — рынок растет, очки стали элементом имиджа и стиля, модным аксессуаром, и не уступают пальму первенства ни контактным линзам, ни хирургическим операциям по коррекции зрения.  
 
«Если нет катаракты или глаукомы, других медицинских показаний, ложиться под нож мало кто готов ради коррекции зрения – проще купить очки. Контактными линзами мы тоже занимаемся, этот вид коррекции зрения занимает определенную долю в нашем бизнесе, но одно другому никак не мешает. Пока я не вижу причин опасаться конца эры очков. Как средство коррекции зрения они пока занимают порядка 90%», — убежден Михаил Фейгин. 
 
Глава «Очков для вас» добавляет: его сына и дочь насильно в компанию никто не тащит, но так или иначе они варятся в общей теме, принимают участие во всех обсуждениях и порой дают дельные советы. При этом Даниил, отучившийся в режиссерской школе, сделал два рекламных ролика для семейной фирмы, а Ника увлекается фотографией и тоже успела поучаствовать в нескольких проектах компании.
 
«Наша идея — что-то типа вечной жизни в бизнесе». ОПЫТ Михаила Фейгина, «Очки для вас» 3
Михаил Фейгин: «Однажды мы вместе с детьми поехали на оптическую выставку в Париж. На стенде IC Berlin Даниил и Ника тренируются в изготовлении оправ вместе с дизайнером этой марки. Давненько это было, правда — здесь дети еще маленькие».
 
«Будет неплохо, если дети пройдут свой путь, и зайдут в семейный бизнес уже со своим багажом знаний, с чем-то новым, со свежим взглядом», — резюмирует Михаил Фейгин.
 
Фото предоставлены Михаилом Фейгиным
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.