Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке

«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке
Иллюстрация: Личный архив Юлии Ефремовой

Отказавшись от нелюбимой работы в офисе, Юлия Ефремова за год создала с нуля клининговую компанию и доказала, что уборка — очень интеллигентное занятие / ОПЫТ компании «Домашняя фея».

«Привет, меня зовут Юля и я помогаю людям делать их дома уютными и чистыми». На такой камин-аут в Facebook Юлия Ефремова  менеджер по продажам строительных материалов и журналист по образованию  решилась в январе прошлого года. За год она создала компанию «Домашняя фея» и теперь наводит чистоту и порядок в домах клиентов вместе с десятком своих сотрудниц-фей. И уверяет, что в любом деле самое важное  следовать своему призванию. Если нравится уборка  нужно заниматься ею, наплевав на предрассудки про «обслуживающий персонал» и памятные с детства «будешь плохо учиться  возьмут только уборщицей». «Когда человек занимается своим делом, у него все идет, как надо. Приходят клиенты, находится время, перестают болеть дети. Главное  это самое призвание, часто затертое в детстве родителями и учителями, найти»,  уверена Юлия. 

Требуются феи  с в/о, но без о/р

Уйти со стабильной работы из крупной компании, торговавшей строительными материалами, и запустить с нуля свое дело, рассказывает Юлия, оказалось несложно. К решению подтолкнули жесткий график, бесконечные командировки и желание сделать что-то свое:

Надоело колесить по дорогам области и мысленно составлять завещание после очередного виража на ночной трассе зимой. Зачем нужна такая работа, если заработанные деньги можно смело спускать на психоаналитика? Кроме того, я давно уже думала: Боже, мне 30 лет, а я ничего своего еще не сделала. Конечно, страшно все бросить и открыть свое дело, но ведь если не попробую  умру и не узнаю, каково это. 

А вот признаться самой себе и окружающим в том, что ей нравится заниматься уборкой, оказалось сложнее.

Всегда завидовала людям, которые чуть ли не с рождения знают, для чего они созданы. А ты ходишь год, второй, и пытаешься понять, в чем же твое призвание?  рассказывает Юлия.  Посоветовалась с психологом, он меня спросил, чем я люблю заниматься. Честно призналась: спортом и уборкой. Но не пойду же я в уборщицы! А он на меня посмотрел внимательно и спросил: а почему нет? Я попробовала и поняла, что это  действительно мое: деньги, свободный график и, главное,  работа, на которую хочется ехать при любых обстоятельствах.

«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке
 1

Сначала Юлия ездила на уборки одна, но уже через пару месяцев обнаружила, что запись на ее услуги растянулась больше, чем на месяц, несмотря на работу без выходных, и клиенты скоро начнут уходить. Пришлось искать персонал, хотя, как признается владелица «Домашней феи», делегировать полномочия оказалось едва ли не самой сложной задачей: было страшно  а вдруг ее подчиненные сделают что-то не то? Первые собеседования проводились в кафе, год назад у компании даже не было своего офиса. 

Юлия сразу решила подбирать сотрудниц с местной пропиской: если во время уборки произойдет какой-либо инцидент, человека можно будет легко найти. И первое время очень жестко контролировала качество их работы. Да и сейчас звание феи достается сотрудницам не сразу, а после нескольких тестовых уборок. Если стажеры справляются с тестовыми заданиями, им доверяют самостоятельные уборки и за ними закрепляются клиенты. Заказы принимают не только на уборку квартир, но и на приведение в порядок загородных домов. Расценки  одинаковые, единственное: при вызове за город заказчику необходимо возместить затраты на дорогу. 

Клининговые компании, как правило, формируют ценник, ориентируясь на метраж. Мы работаем по часам: четырехчасовая уборка  2200 руб. хоть в двухкомнатной квартире, хоть в коттедже. Чек-лист уборки одинаков что там, что там.  На самом деле, разница не слишком велика: помыть пол в большой полупустой комнате можно быстрее, чем освободить пространство для уборки в небольшой, и именно поэтому неизбежно заставленной мебелью квартире,  уверяет Юлия. 

В компании работают десять фей со стажем, которые выполняют около ста уборок в неделю. Основные клиенты «Домашней феи»  женщины от 30 до 60 лет, с образованием, карьерой, семьей и отсутствием свободного времени. И на работу Юлия подбирает сотрудниц, которые найдут общий язык с клиентами: состоявшихся — как правило, семейных, с высшим образованием и без опыта работы в клининге. В «Домашней фее» признаются: несколько раз после того, как они размещали объявление о найме сотрудниц  с высшим образованием, им звонили и прямым текстом спрашивали: а зачем уборщице нужен диплом? 

Высшее образование необходимо для того, чтобы лучше выстраивать отношения с клиентами, достигать взаимопонимания. Практика показала: это не наша прихоть, а необходимость. А работать с людьми без опыта оказалось куда проще, чем даже с бывшими сотрудницами клининговых служб. Человека сложно переучить. Порой объяснить, почему нельзя тереть железной губкой плиту, так трудно, что лучше за это и не браться. И я подбираю фей, которым просто нравится наводить чистоту, у которых есть внутренняя потребность к порядку, и обучаю их. Человек должен кайфовать от уборки, если у него есть такой пунктик  он нам подходит,  объясняет Юлия. 

И феи с дипломами находятся, хотя клише о непрестижной работе никуда не делось. «Но если ты работаешь не уборщицей, а феей, с удобным графиком и в комфортной обстановке  это совсем другая картина мира. Плюс средняя ставка у нас выше, чем по рынку  300 рублей в час,  объясняет Юлия,  Одна из наших фей в свое время работала в банке, и признается, что сейчас зарабатывает больше, причем на любимом деле. Это не восемь часов сидеть на стуле в офисе и трепать себе нервы, а физический труд, который психологически очень разгружает». 

«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке
 2

Уборка как средство психотерапии

На рынке услуг по уборке домов и квартир «Домашняя фея» успешно заняла практически пустующую нишу между индивидуальными помощницами по хозяйству и крупными клининговыми сервисами. От каждого из этих сегментов Юлия постаралась взять лучшее: от первых  индивидуальный подход, от вторых  жесткое соблюдение стандартов и технологичность. 

Мы увели часть клиентов из этих сегментов. Например, от услуг домработницы в нашу пользу отказывались с такими аргументами: «Моей помощнице по хозяйству 70 лет, еще маме помогала, почти член семьи, но я стесняюсь лишний раз попросить ее что-то сделать. Это довольно тяжело для пожилого человека». Наши феи в семью не лезут: нет, мы, безусловно, вежливы и улыбаемся, но определенная дистанция позволяет клиенту не чувствовать себя обязанным,  рассказывает Юлия.

Клининговые компании, которые чаще всего представляют собой платформу, сводящую в одном месте клиентов и исполнителей, напротив, оказались для многих клиентов слишком безликими и слабо отвечающим за результат. В «Домашней фее» заранее узнают предпочтения клиента и впечатления после уборки, стараются закрепить за одной квартирой или домом одну сотрудницу. Это комфортнее и для заказчика, и для исполнителя: убрать знакомую квартиру по уже сформированным запросам куда проще и быстрее. 

В каждой семье есть свои тонкости: кому-то обязательно надо разобрать посудомоечную машинку, и пусть при этом не все углы будут чистыми, кто-то, наоборот, просит посудой не заниматься. Естественно, в крупной компании, особенно если она контролируется из Москвы, прислушаться к таким частным пожеланиям довольно сложно, сложно и контролировать качество услуги. Я иногда читаю отзывы на «Флампе» о клинерах  и волосы дыбом становятся. Думаю: бедные руководители. Как у них после этого инфаркт не случается? Мы же, как маленькая компания, дорожим каждым клиентом и учитываем любое замечание. Бывает, что в работе нашей феи что-то не понравилось, и мы делаем все, чтобы человек смог сформулировать, что же его не устраивает. 

Тем более что клиентов в «Домашней фее» подбирают не менее тщательно, чем сотрудников: клиенты приходят, как правило, по «сарафанному радио», и о новых заказчиках специалисты «Домашней феи» стараются что-то узнать, чтобы представлять, с кем придется иметь дело. И психологическую работу с ними тоже приходится проводить. Несмотря на доступность клининговых услуг, далеко не все решаются вызвать помощниц, потому что практически каждый сталкивался с негативным опытом, когда приходящий в дом специалист  сантехник, ремонтник, няня  начинает критиковать быт, детей или домашних животных хозяйки дома. 

А что это у вас кот такой толстый? Чем вы его кормите? А почему у вас ребенок пластилин по полу размазал? Вы его не воспитываете? Я иногда удивляюсь, как люди, столкнувшись с таким хамством, вообще решаются вызывать кого-то к себе домой. Поэтому мы работаем с нашими потенциальными клиентами, все время объясняем в соцсетях, по телефону, что ничего страшного в ваших домах нет, что не надо делать уборку перед визитом наших фей  бывает и такое, что мы никогда не позволим себе даже посмотреть косо, не то что сделать замечание. Постепенно люди оттаивают. В конце концов, когда ты звонишь и слышишь в трубке не «клининговая служба», а «главная фея слушает», начинаешь верить в то, что волшебство бывает,  рассказывает Юлия.

Основной принцип фей  быть вежливыми и не лезть в чужую жизнь. Это не только неприятно клиенту, но и мешает быстро и качественно сделать работу. Отдельно в правилах для сотрудников «Домашней феи» прописано: обсуждать с коллегами клиентов, у которых ты побывал, нельзя.

Бизнес в голове

Изначальные вложения в «Домашнюю фею» были минимальны. Да и сейчас арифметика «чистого» бизнеса не слишком сложна. Например, из 2,2 тыс. руб  цены за поддерживающую уборку  от 1,2 до 1,5 тыс. руб. уходит в виде гонорара сотруднице, остальное  компании. Умножаем на сто уборок в месяц  получаем примерный оборот. Правда, большая его часть тратится на обязательные платежи, аренду, продвижение, закупку моющих средств. Сначала средства для уборки закупали в хозяйственных отделах обычных магазинов, потом перешли на профессиональные чистящие средства немецкого производителя. «Это средства без хлора и фенола, практически безвредные даже для рук во время уборки, и экономичные. Естественно, с профессиональной химией работать проще, не надо каждый раз задумываться, справится ли твое средство с определенным пятном или нет»,  объясняет Юлия. 

«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке
 3

Владелица «Домашней феи» признается: бизнес развивается очень неторопливо, но рано или поздно компания выйдет на новый уровень, когда придется задумываться об автоматизации всех процессов. 10 фей и 100 уборок в месяц пока умещаются «в голове»: Юля сама принимает заказы и распределяет их среди сотрудниц с учетом их возможностей. Если количество заказов и фей вырастет в два-три раза, «вручную» управлять процессами будет уже невозможно.

Хочется, чтобы в будущем появилась возможность с помощью CRM-системы оставлять заявки на сайте, чтобы у каждой феи был свой личный комплект из автомобиля, пылесоса и моющих средств, чтобы у нас было больше клиентов, которым мы бы могли дарить радость от чисто убранного дома. Но страшно: а получится ли сохранить наш индивидуальный подход к каждому, особенно если заказчики будут не «знакомыми знакомых», а совершенно чужими людьми с непонятными запросами?  размышляет «главная фея».

Но масштабировать бизнес, признают феи, рано или поздно придется. В пиковые моменты (а клининг, как и многие бизнесы, зависит от сезона) небольшой коллектив компании с валом заявок уже не справляется. Несколько заказов «ушли» в минувшем декабре, во время массовой подготовки к Новому году: на все заявки просто не хватило рук. Следующий горячий сезон  весной, во время генеральных уборок и мытья окон. И чтобы справиться с наплывом желающих преобразить свой дом, феям все-таки придется придумать, как масштабировать бизнес и сохранить при этом индивидуальный подход. 

Фото: личный архив Юлии Ефремовой
«Наши клиенты начинают верить в чудо». Как собрать команду фей и заработать на уборке
 4
Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.