Вам запретили вести бизнес из-за эпидемии. Законен ли запрет и можно ли его игнорировать?
Как должен реагировать предприниматель, если он получает «письмо счастья» о необходимости как-то ограничить работу своего бизнеса? Александр Никулин, «Юста Аура», разбирается в нюансах.
25 марта президент Владимир Путин объявил ряд мер по поддержке бизнеса и граждан из-за распространения коронавирусной инфекции. Одна из них вызвала бурное возмущение бизнеса — объявление нерабочей недели с 28 марта по 5 апреля, с сохранением зарплаты. Кроме того, рестораны, бары, торговые центры, предприятия в сфере обслуживания в это время должны будут приостановить работу — в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и ряде других крупных городов. Исключение предусмотрено для продуктовых магазинов, точек по продаже товаров первой необходимости, аптек, а для общепита остается возможность доставки еды и организации питания на вынос.
Насколько законны эти ограничения? На вопрос попытался ответить Александр Никулин, руководитель коммерческой и договорной практики юридической фирмы «Юста Аура»:
— Вот уже несколько недель коронавирус COVID-19 сотрясает бизнес. Власти пропагандируют самоизоляцию в разных вариантах, работу в режиме удаленного доступа и даже полную приостановку деятельности. Причем постепенно от пропаганды они переходят к прямым предписаниям. Часть предпринимателей следуют данным рекомендациям и предписаниям, в результате чего ограничивают не только свою собственную работу, но и блокируют экономическую деятельность связанных с ними лиц (наиболее яркий пример — работа торговых и офисных центров).
Сама по себе забота государства о своих гражданах — это замечательно. Но вот как такая забота в виде запретов или ограничений на ведение экономической деятельности соотносится с законом — это очень большой вопрос.
Два конкретных примера попыток ввести ограничения. Бизнес-центр в письме проинформировал арендаторов о планируемом закрытии в связи с тем, что признал пандемию коронавируса форс-мажором. Еще один пример: одно из региональных министерств отправило руководителям торговых центров письмо, в котором со ссылкой на «итоги проведения оперативного штаба» сообщило «о необходимости приостановки работы» детских развлекательных клубов, игровых комнат и площадок, кинотеатров и т. п. объектов.
Законны ли содержащиеся в приведенных примерах ограничения? Давайте попробуем с этим разобраться.
Первый вариант развития событий — на основе рекомендаций вы решили «приостановить» деятельность самостоятельно. Это ваша воля, но и все негативные последствия такого решения — тоже исключительно сфера вашей ответственности. Рекомендация — это не более чем пожелание, пусть и исходящее от главы государства. От необходимости исполнять свои обязанности по договору рекомендации не освобождают.
Второй вариант — вы получили предписание о необходимости приостановить свою деятельность полностью или каким-то образом ограничить ее. Тут нужно разбираться в деталях. Принудительное полное приостановление или частичное ограничение деятельности — это экстраординарная ситуация, затрагивающая права и законные интересы предпринимателя.
В каких случаях может быть полностью приостановлена деятельность заведения или организации при развитии инфекционных заболеваний?
1. Введение чрезвычайного положения в соответствии с № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. Режим чрезвычайного положения допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Отдельные виды финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств, могут быть ограничены.
2. Объявление чрезвычайной ситуации (ЧС) в соответствии с № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. В Свердловской области также закон от 27.12.2004 г. № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области».
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В случае, если организация оказалась в зоне ЧС и есть угроза безопасности для ее работников и иных граждан, находящихся на ее территории, решение может быть принято Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, руководителем региона, главой муниципалитета в зависимости от уровня чрезвычайной ситуации. Обратите внимание: речь должна идти о конкретной организации и в случае введения на территории ЧС.
Как видно, все случаи приостановки деятельности организации требуют принятия необходимых документов. Сейчас в России ни чрезвычайное положение, ни режим чрезвычайной ситуации в связи с коронавирусом не введены. В регионах в связи с угрозой возникновения ЧС действует режим повышенной готовности, в рамках которого возможность приостановления деятельности организации не предусмотрена.
Частичные ограничения деятельности организаций или попытки их введения в связи с распространением коронавируса последние недели распространяются все больше.
Как правило, прямо или косвенно в документах, информирующих об ограничениях, содержится отсылка на необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. То есть речь идет об ограничительных мерах, принимаемых в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и входящих в понятие «карантин».
Он подразумевает административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, которые должны предотвратить распространение инфекционных заболеваний и предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Карантин вводится согласно санитарным правилам и иным нормативным правовым актам России. Применительно к COVID-19 специальных санитарных правил (в отличие, например, от холеры) пока не создавалось, поэтому подлежат применению общие положения.
Ключевым является, что с введением карантина на определенной территории устанавливается «особый режим хозяйственной и иной деятельности». Такой «особый режим» сам по себе не требует введения специальных режимов ЧС или чрезвычайного положения и может предусматривать определенные ограничения. Другое дело — в каких пределах.
В рамках только «карантинных» мероприятий не может быть полностью приостановлена деятельность конкретной организации или целого направления бизнеса. Поскольку такие действия существенно нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов, а приостановка деятельности организаций в силу экстраординарного характера данной меры возможна в прямо предусмотренных законодательством случаях.
Поэтому, например, большие сомнения в правомерности принятых решений вызывает указ Мэра Москвы от 25.03.2020 г. № 28-УМ, который в рамках режима повышенной готовности без указания конкретного срока приостанавливает проведение досуговых, культурных, спортивных и т.п. мероприятий в очной форме, а также оказание соответствующих услуг.
Фактически этот указ ограничивает работу отдельных видов финансово-экономической деятельности, что возможно только в рамках чрезвычайного положения и может быть введено только Указом президента.
Для полноты картины необходимо указать еще один случай, когда административный орган может ограничить деятельность организации — решение главных государственных санитарных врачей и их заместителей. При выявлении нарушения санитарного законодательства, которое угрожает возникновением и распространением инфекционных заболеваний, отравлений, приостановить эксплуатацию объектов, производств, помещений, зданий, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказания услуг.
Такое решение может быть принято и без непосредственной связи с «карантинными» мероприятиями или введения специального режима.
Итак, как же должен реагировать предприниматель, если он получает «письмо счастья» о необходимости как-то ограничить работу своего бизнеса?
В обоих случаях, приведенных в начале статьи, авторы писем вышли за пределы своих полномочий и выдали за обязанность рекомендации ограничить деятельность, связанную с массовым скоплением людей, а также переход на удаленный режим работы. Бизнес-центр не вправе самостоятельно определять какие-либо события в качестве форс-мажора.
Поэтому ответ на вопрос может быть только один: необходимо в обязательном порядке изучить содержание данного сообщения и определить, вправе ли автор документа требовать выполнения тех или иных действий.
Если сообщение получено от контрагента, целесообразно запросить дополнительную информацию и документы, подтверждающие правомерность его требований. После их получения можно делать выводы. Но необходимо помнить, что одним из основным принципов хозяйственной деятельности является установленная в качестве общего правила недопустимость одностороннего отказа от исполнения своих обязательств.
Если документ с предписаниями получен от властных структур, необходимо убедиться, что получен именно акт органа государственной власти или местного самоуправления (например, указ, приказ, постановление, представление, предписание, распоряжение), а не информационное письмо, которое не может содержать никаких требований, и что требования входят в компетенцию автора документа.
Исполнять или нет полученное требование — всегда остается на усмотрение предпринимателя, но необходимо помнить о наличии, как минимум, административной ответственности за неисполнение. Статья 236 УК РФ предусматривает уже уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей.
Когда есть обоснованные сомнения в законности требований, содержащихся в полученном документе, необходимо рассмотреть вопрос об обжаловании действий или ненормативного акта органа власти или должностного лица в суд. В случае признания судом их незаконными в соответствии с статьями 417, 1069 Гражданского кодекса РФ появляется возможность возмещения причиненных убытков.