«Не надо меня бить ногами, я за это в рог даю»: Дмитрий Потапенко* — о страхе и планах
Бизнесмен Дмитрий Потапенко*, «взорвавший» Московский экономический форум речью об ударах по бизнесу от властей, рассказал DK.RU, что сейчас ему страшно, и о том, что он собирается делать дальше.
Выступление управляющего партнера Management Development Group Дмитрия Потапенко* на Московском экономическом форуме наделало много шума — видеозапись с речью, обличающей провалы в экономической политике страны, собрала несколько десятков тысяч просмотров, комментариями о выступлении бизнесмена пестрит лента сети Facebook. В разговоре с DK.RU г-н Потапенко признался: сейчас ему страшно. Но о сделанном он не жалеет.
Нет ли у вас опасений, что вам после выступления не дадут спокойно работать в РФ - или просто посадят, или проверками «разбомбят»?
— Опасения есть всегда, не боятся только дураки. Если посмотреть мое «восхождение» на публичный олимп, то первое выступление на форуме издательского дома «Ритейлер» так и было озаглавлено: «Вам предложат «посидеть» на дорожку, если ваш бизнес приглянется какому-нибудь пацану в погонах». Было это, если мне не изменяет память, десять лет назад. Объективности ради, с тех времен принципиально ничего не поменялось — ни в риторике, ни в отношении власти к бизнесу.
Я боюсь всегда. Страх — это нормальная человеческая реакция, но надо помнить, что с ним нужно уметь работать. Страх — потрясающий слуга, но крайне дурной хозяин. Я это всегда знал. Поэтому я боюсь существенно больше тех, кто меня поддержал. К слову, я благодарен всем людям, которые репостнули запись с моим выступления, тем, кто позвонил. А мне отзвонилось огромное количество людей — это просто фантастика! Я не ожидал такого эффекта от проходного мероприятия, на которое зашел на пять минут.
Есть ли у вас план на случай репрессивных мер?
— «План Б» есть всегда. Другое дело, удастся ли его реализовать. Но, как говорится, тому, кому суждено быть повешенным, не утонуть. К сожалению, в России бывает, что за сказанную правду приходится платить. Это мерзко, но я уже проходил эту школу.
Как думаете, ваше выступление что-то изменит?
— Если посмотреть YouTube, там моих выступлений, куда более жестоких, воз и телега. На МЭФ, по сравнению с этими записями, я ничего особливого и не сказал. Да, я мог смолчать, и никто бы меня не трогал. Но уж простите. Зачем надо было попытаться научить меня, как родину любить. Я мирный человек, пушистый кролик. Только меня *** (нецензурное слово, синоним слова «бить») ногами не надо, тем более пытаться это сделать прилюдно. У меня такая реакция — когда меня бьют, я в рог даю на раз-два.
В обсуждениях вашего выступления мелькают фразы «Потапенко в министры экономики», «Потапенко в советники президента», «Потапенко в президенты». Рассматриваете ли вы для себя возможность работы во властных структурах?
— Забавно, что ранее на телевидении выходила программа, где обсуждалось, у кого больше шансов стать новым президентом России. Известный эрудит Анатолий Вассерман тогда просчитал, что в 2018 г. в президенты выберут Дмитрия Потапенко*. Я, конечно, жду, когда мне позвонят из Кремля и скажут: «Дмитрий Валерьевич, мы место освободили, заходите. Мы даже карандашики не трогали». Но если серьезно, это, конечно, ерунда полная.
Как планируете работать дальше?
— Наше дело — ритейл, общепит, производство продуктов. Будем обслуживать людей каждый день, каждый час. А выступления, публичная деятельность — всего лишь побочный материал, который я произвожу. Я вызвал чаяния людей, дал ответ на их незаданные вопросы. Пока люди задают вопросы, я им отвечаю, как перестанут — прекращу. Я стараюсь делать то, что делаю. Как говорится, делай что должно, и будь, что будет.
«Мы провели собрание правления своего предприятия и выразили возмущение действиями Европы по Кипру. Похоже мы через это уже и сеяться не будем!».
«Уровень бреда в России превысил уровень жизни».
«Нам говорили, долго запрягаем свою тройку. Так может, не тех лошадей запрягаем?».
«Как нам жить в деревне при зарплате 5-7 тысяч рублей, когда уже депутаты возмущаются – 160 тысяч маленькая зарплата? И они правильно говорят! Им бы тоже хотелось бы немного больше, правильно?».