Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Не надо пиариться за наш счет». Ответ директора Ирбитского молокозавода Юрию Окуневу

«Не надо пиариться за наш счет». Ответ директора Ирбитского молокозавода Юрию Окуневу
Иллюстрация: пресс-служба Ирбитского молочного завода

«Все переработчики молока в регионе играют по одним правилам». Сергей Суетин — о конкуренции на рынке переработчиков молока, падении спроса на молочную продукцию и сложностях работы с ритейлерами.

Не так давно на DK.RU вышло интервью с владельцем «Талицкого молочного завода» Юрием Окуневым, в котором он говорил, что государственные и частные предприятия играют по разным правилам. В том числе речь шла об Ирбитском молочном заводе, которое на 100% принадлежит правительству Свердловской области и поэтому имеет некоторые преимущества по сравнению с частниками. Директор ирбитского предприятия Сергей Суетин не согласился с тезисами коллеги. В интервью DK.RU он объяснил, почему. 

Вы остро отреагировали на слова Юрия Окунева о том, что государственные предприятия получают субсидии и прочую поддержку от государства, а частные — нет. С чем вы не согласны? 

— Я бы мог пропустить данную статью, не обращать внимания, но по принципиальным моментам не могу этого сделать, так как считаю, что если уж строить бизнес по-порядочному, то надо это делать не за счет других, и если кто-то хочет пропиариться, то уж точно не за счет Ирбитского молочного завода.

Я однозначно могу сказать, что мы с Талицким молочным заводом находимся в одинаковых условиях, более того, все переработчики молока в регионе играют по одним правилам. Никаких преференций ни один молокозавод не имеет. 

В одном из ответов Юрий Валерьевич сказал об Ирбитском молзаводе: «…у государственных предприятий проблем нет. Если им нужны деньги, они получают субсидии и строят…». Так вот, наш завод никаких субсидий на строительство не получал и не получает, а инвестиции поступают из собственных и заемных средств. При этом заемные средства мы берем в банках на коммерческих условиях.

Князев Андрей Викторович
Князев Андрей Викторович
начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области
— Ирбитский молочный завод является 100% государственным предприятием и принадлежит правительству Свердловской области. При этом это самостоятельно хозяйствующий субъект, который работает на таких же коммерческих условиях, как и другие предприятия области. Все перерабатывающие предприятия Свердловской области на равных участвуют в конкурсах для получения банковских кредитов, все они имеют право подавать заявки на конкурсы поставки оборудования. Преференций ни у кого никаких нет.

 

 

Что касается краткосрочного финансирования (льготы по этому виду кредитов относятся ко всем переработчикам, в том числе и к Талицкому молочному заводу), наше предприятие прибегает к нему для закупа молока — сырья для производства сливочного масла, сыров и сухих молочных продуктов. Мы готовы поделиться с Юрием Окуневым этим опытом, и открыты к диалогу.

В том интервью была высказана еще одна интересная мысль: бизнес не должен быть государственным, и все предприятия с госучастием нужно передать в частные руки. Как вы это прокомментируете? 

— Здесь очень тонкая грань. Особенность Свердловской области в том, что у нас есть государственный молокозавод, крупнейший в регионе. Остальные предприятия переработки молока вынуждены в какой-то мере учитывать поведение Ирбитского молочного завода на рынке. Это даже неплохо, т.к. позволяет гарантировать стабильность цен как для производителей, так и для потребителей.

Какова в целом конкурентная среда на рынке переработчиков молока в Свердловской области? Как влияют федеральные игроки на местных?

— С мнением Юрия Валерьевича Окунева, что мы одержали победу над федеральными игроками, я в корне не согласен. Сейчас федеральных игроков нет, есть транснациональные компании в лице «Данона», «Лакталиса», «Пепси». Говорить о том, что мы в регионе победили в борьбе за рынок — смешно. Другое дело, что сегодня в Свердловской области произошла определенная перегруппировка сил этих крупных игроков, они несколько сбавили темпы производства, но думаю, что скоро они вновь начнут работать на прежнем уровне. А нам нужно считаться с ними и учитывать, что они есть на рынке. 

Благодаря чему Ирбитскому заводу удается конкурировать с другими производителями? 

— Только за счет того, что мы не стоим на месте, у нас уже пять лет идет модернизация. За это время в предприятие инвестировано 1 млрд 200 млн руб. Причем это не государственные средства, обращаю ваше внимание, эти деньги — прибыль предприятия и кредитные ресурсы. Мы построили новый цех, полностью обновили все участки производства, увеличили объем производства сыра, мороженого и сейчас не стоим на месте, а развиваемся, следующий шаг — это сушка молока.

Объем реализации продукции за эти пять лет увеличен в 2,9 раза. За счет чего мы этого добились? С 2013 г. мы заново сформировали отдел продаж, если в 2012 г. у нас было в нем шесть человек, то сейчас — 60. Расширили географию поставок, совершенствуем работу по доставке готовой продукции, изменили мотивацию людей и многое другое. Понимаете в чем дело, в нашем регионе 30 перерабатывающих предприятий, и у каждого свои мощности. И сегодня главная задача — не произвести продукцию, а продать ее.

С этим проблемы?

— Да, серьезно упал покупательский спрос, денег у людей становится меньше. Эта проблема характерна для всей России. Если в том году потребление молочной продукции составляло 230 кг на человека, то в 2017 г. — только 220 кг. Но, несмотря на снижение спроса, наша выручка от продажи продукции с начала года выросла на 13%. 

Какие продукты лидируют в структуре продаж молокозавода? Логично предположить, что на первом месте молоко.

— Действительно, по объему продаж в тоннах на первом месте идет молоко, следом за ним кефир, затем сливочное масло, а потом уже — сметана, творог и прочие продукты.

По какой цене сегодня завод закупает молоко у производителей? И ждать ли в скором времени роста цен?

— Средняя цена закупа молока нашим заводом составляет 23,7 руб. Надо понимать, что молоко — сезонный продукт, но мы весь год держали закупочные цены на одном уровне, и во время «большого молока» мы их не снижали. Таким образом мы поддерживаем производителей.  

Но это сказывается на прибыльности предприятия, поэтому, чтобы выйти на необходимые показатели, мы традиционно один раз в год, осенью, поднимаем цены на продукцию. Торговые сети воспринимают повышение болезненно, но без этой меры нам не обойтись, надо находить компромиссы.

Переработчики в этом плане всегда в сложной ситуации, потому что берут на себя часть проблем производителей и проблем торговых сетей. 

Насколько комфортно сегодня работать с ритейлерами? Есть отличия между выстраиванием отношений с местными и федеральными торговыми сетями? 

— Сегодня именно торговые сети, а не производители диктуют условия сотрудничества. 75% продукции мы реализуем именно через сети. Поэтому нам приходится подстраиваться под политику ритейлеров. Но все не так плохо. Если брать нашего давнего партнера — ТС «Монетка», то сегодня она продает примерно на 120 млн руб. нашей продукции в месяц, это больше миллиарда в год. Я благодарен руководству местных торговых сетей, что нам удается договариваться. 

Что касается федеральных, то есть определенные отличия. С «Дикси» и «Мегамартом» выстроены нормальные взаимоотношения. Сложности возникают с теми, чье руководство далеко. Например, «Магнит» управляется из Краснодара, поэтому есть некоторые временные затягивания при принятии решений. 

Какие еще проблемы есть у переработчиков? 

— Нам необходимо увеличивать объемы производства сырья и работать над его качеством. Ситуация в Свердловской области меняется в лучшую сторону в том плане, что производителей молока становится больше: строятся коровники, увеличиваются надои, в эту сферу идут инвестиции, фермерские хозяйства развиваются. 

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.