«Не нужно многолетнего обучения, но доход отличный». В РФ новая околомедицинская профессия
«В реальности в России это часто дауншифтеры: женщины с высшим, иногда не одним, образованием, которые вкладывают бешеные тысячи в учебу и отказываются от карьеры в банке или адвокатской конторе».
В России несколько лет назад появилась новая профессия — доула. Она пришла к нам из США и объединяет задачи сиделки, акушерки и шамана, пишет «Цех». Дарья Уткина и Анастасия Малахова, освоившие профессию, рассказали о ней изданию. Главное — в материале DK.RU.
Профессия доулы появилась как следствие движения за естественные роды, которое начало развиваться в 1960-х в США. В 1992 году была основана Doulas of North America (DONA) — первая организация, занимающаяся профессиональной подготовкой доул. В России о доулах заговорили не так давно, Ассоциация профессиональных доул открылась только в 2016 году.
Сейчас доулы совсем не обязательно поддерживают естественные роды, в первую очередь их задача — помочь сделать процесс комфортным для женщины с помощью эмоциональной поддержки, методов расслабления и дополнительной информации.
По сути доула берет на себя роль одновременно близкого человека — если у ребенка нет отца или он не присутствует на родах, медицинского консультанта — чтобы помочь женщине принять взвешенное решение о медицинских вмешательствах, и личной ассистентки — сделать массаж, принести воды, попрактиковать дыхание. Границы полномочий доулы зависят от пожеланий клиентки, но доула не в праве принимать медицинские решения, давать советы роженице или медикам, навязывать свое мнение.
Дарья Уткина, доула и клинический психолог:
— Я училась в двух ведущих международных организациях по подготовке доул — Birthing from within и Dona. На учебу в общей сложности потратила около $1200, не считая расходов на дорогу и учебные материалы.
Доула не ставит диагнозы, не назначает лекарства и БАДы, не несет медицинскую ответственность за роды. Она помогает пройти этот период максимально бережно, с учетом потребностей женщины.
Иногда доула больше похожа на сиделку: быть рядом, принести воды, помочь дойти до туалета, подержать за руку. А иногда на шамана: зажечь свечи, включить приятную музыку, приглушить свет и создать сакральное пространство, где рождается новая жизнь.
Многие доулы имеют дополнительные квалификации: психолог, преподаватель йоги, массажист или консультант по грудному вскармливанию.
Степень загруженности ты определяешь себе сам: 4–6 родов в месяц для доулы — это уже работа, эквивалентная 40-часовой рабочей неделе; 8–10 — перегруз, такое могут себе позволить либо новички в профессии, либо доулы, которые свободны от других обязательств вроде детей и семьи.
Те, кто впервые слышат про доул, обычно относятся ко мне настороженно. Переживают, что я домашняя акушерка, которая заставит всех петь мантры и лечиться гомеопатией. Те, с кем мы знакомы или работали, чаще всего одобряют решение женщины организовать себе поддержку. Папам спокойнее, когда в родах есть кто-то, кто берет на себя большую часть заботы, кто знает, как происходят роды, и будет непрерывно рядом.
Бывает, что доула становится объектом для насмешек, обесценивания и агрессии со стороны врачей и акушерок. Последнее время я редко сталкиваюсь с таким отношением, но все же даже в Москве такое еще встречается.
Из ожидаемых сложностей: работа по ночам, ненормированный график и необходимость планировать свою жизнь с учетом родов (а это целый месяц: плюс и минус две недели от предполагаемой даты родов). Но это просто часть работы доулы, если это не нравится, проще найти другую.
Сопровождение родов в Москве стоит 15–40 тысяч рублей. В регионах — 7–20 тысяч. В цену входят одна-две встречи до родов на 2–3 часа, роды (может быть три часа, а может 33), домашний визит после. Работа доулы — это интенсивная забота и включённость, поэтому ей важно быть в и в физической, и в эмоциональной форме. Здесь не получится отсидеть восемь часов за компом с чашкой кофе, как в офисе.
В то же время вход в профессию не требует многолетнего обучения, и это может быть хорошей работой для женщины со средним образованием: мало где можно найти такой же уровень доходов.
В реальности доулы в России почти всегда «дауншифтеры» — женщины с высшим, иногда не одним, образованием, которые вкладывают бешеные тысячи в дополнительную учебу, психотерапию и отказываются от карьеры в банке или адвокатской конторе.
Анастасия Малахова, доула:
С сертификатом можно вступить в Ассоциацию профессиональных доул — главное профессиональное сообщество. Внутри ассоциации всегда есть возможность пообщаться с врачами и психологами, и если коллеги видят профессиональные ошибки какой-то доулы, то могут собрать консилиум, чтобы решить этот вопрос. Для клиентов членство в АПД — гарантия, что перед вами не ведическая бабка с бубном, а серьезный человек, который отвечает за свою работу и действует строго по этическому кодексу.
Есть клиентки с искаженным пониманием доулы, которые думают, что на любое медицинское вмешательство я буду, оскалив зубы, отстаивать ее мнение, не совпадающее с мнением врачей. Или что доула — это домашняя акушерка, которая будет давать советы, благодаря которым женщина быстро и легко родит. Если после встречи и моего рассказа о работе женщина продолжает гнуть свою линию и перекладывать ответственность на доулу, то приходится прощаться.
Доктора также встречаются разные, но в Москве ситуация более благоприятная, чем в регионах: доброжелательно настроенных врачей можно найти почти в каждом районе.