Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис
В конце года пользователи «РТС-тендер» с удивлением обнаружили, что с их счетов пропали деньги. Оказалось, их списали за услугу, которая им не нужна. Есть ли место этике в бизнесе? — МНЕНИЯ на DK.RU.
История нововведений на площадке государственных и муниципальных закупок «РТС-тендер» началась месяц назад. В ноябре компания подключила пользователям бесплатную опцию с названием «Полезные сервисы». Спустя месяц услуга стала платной и, с тех, кто от нее не отказался, сняли по 18 тыс. руб. — именно столько стоит годовая подписка на опцию. Для многих списание стало неожиданным.
Электронная торговая площадка «РТС-тендер»
Является второй по величине в России. За 2017 год на площадке заключено больше 494 тыс. контрактов (29% от всех контрактов на электронных площадках РФ).
На ней проводят закупки органы государственной власти, компании с госучастием и коммерческие заказчики. По оценкам экспертов, на «РТС-тендер» зарегистрировано около полумиллиона предпринимателей.
Рассказывает создатель компании «Лайк Тендер» в Екатеринбурге, консультант по госзакупкам Валерий Овечкин:
У меня есть ряд чатов, где объединены участники торгов. Недавно в них начали появляться сообщения о том, что у всех дружно списали деньги. Мы начали разбираться. Выяснилось, что площадка «РТС-Тендер» внедрила у себя новый сервис. Причем этот сервис она внедрила на разделе по 223-му ФЗ, которым мы не пользовались. За этот сервис она сняла деньги. Сумма у всех была разная. Максимальная — 17900 руб., но если не хватало, то снимали столько, сколько было. Все возмущаются, говорят, что их нужно наказать, засудить и т.д. Больше всего нас возмутило то, что они сделали это в конце года, когда все большинство людей уже завершили участие в торгах и могут даже не узнать о том, что у них сняли эти деньги.
Пользователи «РТС-Тендер» узнали об услуге в ноябре, когда получили автоматическую подписку на сервис. Предполагалось, что в течение месяца пользование опцией будет демонстрационным, и тех, кто не отпишется, переведут на платную основу. За это время руководство площадки трижды уведомило своих клиентов об этом механизме. Однако у некоторых пользователей письмо ушло в спам, другие же не читали письма, приняв их за рекламную рассылку. Кто-то из-за этого не смог попасть на аукцион, потому что в последний момент узнал, что на счету не хватает денег.
Однако, по закону, руководство «РТС-Тендер» упрекнуть не в чем. В компании заявили, что пользоваться новыми услугами предпринимателей никто не заставлял. Площадка сделала все, чтобы люди услышали об изменениях. Комментирует генеральный директор РТС-Тендер Владимир Лишенков:
Прежде всего, я должен отметить, что «РТС-Тендер» всегда действует строго в рамках актуального законодательства и договора, заключенного с пользователем площадки. 15 ноября мы внедрили в рамках части своих сервисов ПЛАТНЫЙ функционал, все контрагенты были об этом уведомлены трижды. С тех, кто вовремя отказался, деньги не сняли. Просто люди не хотят читать уведомления и думают, что мы их пытаемся обмануть. Тот, кто прочитал, вопросов не задает.
С юридической точки зрения РТС-тендер права. Но ситуация похожа на навязывание услуг, и с этической стороны не очень красивая, считает управляющий партнер юридической компании Enso-group Алексей Головченко:
По договору, к которому присоединялись все, кто работает на площадке, люди сами должны отслеживать все изменения. Поэтому «РТС-тендер» действует юридически добросовестно. Более того, она была не обязана письменно уведомлять пользователей о новых опциях. Но мне кажется, что было бы этически красиво, если бы они сказали «у нас есть новые услуги, если вы хотите их подключить, то заплатите деньги». Иначе получается, что услугу навязали. С другой стороны, если ты читаешь договор и уведомления, то у тебя есть время отказаться от ненужных опций. Такая тонкая грань до нарушения этики.
Вместе с тем, площадка РТС предлагает всем недовольным отказаться от дополнительных услуг и вернуть деньги. Сделать это можно до 15 января в личном кабинете на сайте. Правда, эксперты считают, что ситуация сама по себе неправильная, и, чтобы она не повторялась, нужно менять законы. Чтобы люди платили, когда согласились, а не тогда, когда не отказались.
Текст: Виталий Русин, специально для DK.RU