Не превращайте ребенка в забитый до отказа шкаф. Репетиторы — всего лишь трата сил и денег
Для того, чтобы ребенок усваивал школьную программу и знал, где найти ответ на вопрос, нужно развивать его интеллект. Именно этого не делают нанятые учителя: им невыгодны думающие ученики.
Марат Зиганов, основатель старейшей частной школы в стране, рассказал Forbes Сontributor, почему репетиторство стало для родителей России социально-психологическим «недугом».
Зиганов подчеркивает, что, говоря о репетиторстве, он не имеет в виду высококлассных педагогов с реальными результатами по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, которые не пользуются рекламой своих услуг, не заводят профили на ресурсах по поиску репетиторов, чьи имена и результаты подопечных говорят сами за себя. Также речь не идет о подготовке к предметным олимпиадам. Разговор именно о тех репетиторах, которые работают для того, чтобы «повысить успеваемость в школе», «устранить школьные пробелы» и т.п.
— В России репетиторствование по подготовке к вступительным экзаменам постепенно преобразилось в феномен тотальной дополнительной подготовки по всем без разбора учебным предметам. В родительской среде давно стало нормой, если с ребенком занимаются 2, а то и 3-4 специально приглашенных специалиста, которые «подтягивают» ученика по школьной программе.
Сегодня школьник часто имеет «комбо-набор репетиторов»: педагоги по русскому языку, математике (алгебра и геометрия), a также специалисты по химии, физике или биологии, смотря от выбранного профиля и дальнейших целей родителей.
Мамы и папы обращаются к репетиторам по ряду причин, вот некоторые из них:
1. Эффект толпы
Репетиторство — болезнь социальная или психологическая. Раньше привычкой и модой была музыкальная школа, теперь в тренде репетиторы. Мамы и папы не задаются вопросом, нужна ли помощь их ребенку на самом деле. Раз другие ходят — и нам надо.
Дополнительные педагоги — предмет гордости и тема для разговора с родителями других школьников. Соревновательный дух в вопросе образования детей для многих родителей становится непреодолим.
2. Отсутствие внимания родителей
Логика такова: «Пусть хоть кто-то занимается с моим ребенком, пока я сам занят» или же «Я не хочу/не умею заниматься с сыном/дочерью, пусть это делает кто-то другой за деньги». Это родительская безответственность. Если у ребенка что-то не выходит, виноваты не родители, которые не смогли чего-то объяснить, с чем-то помочь. Виноват репетитор: ему ведь заплатили, a результата нет.
3. Принуждение со стороны учителей
Некоторые учителя постепенно подводят родителей школьника к идее дополнительных занятий по их предметам. Обычно разговоры начинаются издалека: разобрать ошибки, немного помочь, пояснить материал, который ребенок не усвоил, например, потому что болел. Временные занятия легко перетекают в постоянные.
4. Страсть к разнообразию
Эта причина — из области психиатрии, но встречается она очень часто. Почему женщины и мужчины изменяют своим супругам? Часто потому, что хотят разнообразия. То же самое и с репетиторами: есть учитель в школе, но пусть будет еще один, другой.
На самом деле портфолио большинства репетиторов не содержит ничего феноменального: это такой же учитель, как и в школе ребенка. Результаты занятий с ним будут точно такими же, как и после стандартных уроков.
Репетиторская полигамность — не выход и редко приводит к высоким результатам. Если закрались мысли о репетиторстве или «учителе мечты» для ребенка, скорее всего, причина в первоначальном неверном выборе главного наставника для ребенка. Выход есть — меняйте школу, но не обрастайте репетиторами.
Конечно, мода на репетиторов появилась не из воздуха. Развитие сайтов с онлайн-помощниками для школьников значительно поспособствовало этому буму. Причем часто на этих ресурсах свои услуги предлагают студенты, не имеющие никакого практического опыта и даже еще не получившие диплома о высшем образовании.
Сегодня репетиторствуют все, кто хочет зарабатывать от 120 000 руб в месяц и более. Немного элементарной математики: например, репетиторствуя с двумя школьниками в будни и обучая по 3 человека в выходные (т.е. проводя 8 парных занятий в неделю) обычный репетитор, не перетруждающий себя и не имеющий особых успехов в области обучения, но смело заявляющий высокую стоимость (4 000 руб/45 мин), зарабатывает около четверти миллиона в месяц (8 000 руб х 8 занятий/нед х 4 нед/мес). Так достаются легкие деньги, которые доверчивые родители сами несут в руки неопытных и зачастую опасных для развития и становления детей педагогов.
Марат Зиганов пишет, что лично у него феномен репетиторства давно вызывает яркие аналогии: с автомобилем, который хочется нагружать больше для перевозки большего груза, и со шкафом, в который хочется запихнуть больше одежды. В роли автомобиля и шкафа выступают школьники, именно в них пытаются вместить как можно больше знаний.
А надо ли нагружать автомобиль без усиления двигателя и обустройства кузова? Надо ли подпирать дверцу шкафа, которая уже не закрывается, если не увеличен объем шкафа или не сконструирована современная система хранения вещей?
Посоветовать родителям можно следующее: не стремитесь усовершенствовать учителей, меняя их как перчатки, не бросайтесь образовательными программами в поиске «самой лучшей» и «самой признанной». Чтобы ребенок смог усваивать школьные знания и формировать практические навыки в большем объеме, нужно развивать интеллектуальные способности ребенка.
Интеллект — главная движущая сила ученика, он может не знать ответа на какой-то из вопросов школьной программы и под воздействием стрессовой ситуации или других факторов растеряться, однако именно дети с развитым интеллектом всегда знают, где найти ответ на вопрос, что им может помочь решить задачу, из каких областей знаний стоит применить технологию или методику, чтобы самому найти ответ. Не «вспомнить» то, чего не знал, да еще и забыл, а именно «найти» путь решения и прийти самостоятельно к ответу.
Репетиторы, к сожалению, не учат детей отыскивать ответы. И не потому, что не умеют: просто мыслящий ребенок требует куда больше педагогического мастерства. Последнего, к сожалению, нет очень у многих работников этого рынка.