Не сдавайтесь!
Административный ресурс — лучший инструмент для зачистки рынка. Игорь Щербаков президент Ассоциации медицинских страховщиков Свердловской области (АМССО) Случай из жизни. В город Серов, где ра
Административный ресурс — лучший инструмент для зачистки рынка.
Игорь Щербаков
президент Ассоциации медицинских страховщиков Свердловской области (АМССО)
президент Ассоциации медицинских страховщиков Свердловской области (АМССО)
Случай из жизни. В город Серов, где работает страховая медицинская организация (СМО) «Пульс» — член Ассоциации медицинских страховщиков Свердловской области (АМССО), занимающаяся обязательным медицинским страхованием (ОМС), пришел конкурент — СК «Мединком» с намерением поделить рынок. Но чтобы директора предприятий отказались от сотрудничества с одной СМО и заключили соглашения с другой, необходимо время. А «Мединком» хотел все сделать по‑быстрому. Потому главой филиала этой компании в Серове назначили жену местного чиновника. Директор «Пульса» оглянуться не успел, как у него перехватили половину клиентской базы.
Столкнулась с «Мединкомом» и другая компания из АМССО. Ее руководитель уже договорился с главврачом одной из больниц, что будет страховать его сотрудников, но лечебное учреждение заключило договор с «Мединкомом». «А что я мог сделать, — сказал главврач, — если сначала мне позвонил областной чиновник, а затем поступила рекомендация от «Единой России» — работать с «Мединкомом».
Такими методами «Мединком» пытается подмять под себя рынок ОМС в Свердловской области. Не секрет, что эта компания использует административный ресурс. Ее бывший владелец — новый министр здравоохранения Свердловской области. Формально он уже не имеет отношения к этому бизнесу, но без его покровительства агрессивная политика «Мединкома» была бы невозможна.
На сектор ОМС никто не обращал внимания до тех пор, пока в систему здравоохранения не стали поступать серьезные деньги. Мы пережили период, когда московские страховые компании хотели прибрать к рукам ОМС в Свердловской области. Не получилось. Были попытки крупных страховщиков из Екатеринбурга использовать ОМС как крючок, на который можно нанизывать другие страховые продукты. Тоже ничего не вышло. Стало очевидным, что для передела рынка необходимо менять правила игры. И территориальный принцип деятельности СМО объявили незаконным. Если раньше СМО работали на закрепленных территориях, то теперь каждый игрок может выбирать, где и с кем заключать договоры ОМС.
Мы не обсуждаем вопрос, хороша или плоха новая система ОМС. Многие страховые медицинские организации, существующие на рынке 10‑15 лет, готовы к цивилизованной конкуренции. Они исходят из того, что работать надо по правилам, тогда как «Мединком» полагает, что законы писаны не для него.
Судите сами. Обмен старых полисов ОМС на новые начался с 1 июля 2007 г. Чтобы исключить ошибки и избежать ажиотажа, СМО дали срок два года. Предусмотрен следующий порядок действий: а) новый полис можно выдавать только в обмен на старый; б) организация (юридическое лицо), решившая сменить СМО, должна предупредить о своем решении за 30 дней; в) неработающие граждане, переходящие из одной СМО в другую, должны написать заявление и приложить к нему старый полис.
Сведения обо всех изменениях должны вноситься в областную базу застрахованных, которая считается совместной собственностью ТФОМС и СМО, — здесь предусмотрена своя процедура.
И вот по истечении четырех месяцев можно подвести первые итоги. Они неутешительны. За столь короткий срок выдано 47% (!) полисов, в то же время в базу данных внесены из них только 28%. При обмене старые полисы не собираются — появилось множество застрахованных, у которых на руках два‑три и более полисов (максимальное число — девять). Нередко ЛПУ, оказавшие медицинские услуги, не могут выставить в полном объеме счет, потому что их пациентов нет в базе данных.
Вся эта путаница происходит из‑за стремления СМО «Мединком» монополизировать рынок ОМС Свердловской области. Использование административных ресурсов всех уровней позволило этой организации за 1,5 месяца заключить договоры практически со всеми крупными и средними страхователями (юридическими лицами). Вопреки установленному порядку, с одобрения Минздрава «Мединком» принудительно выдал через систему разноски пенсий 1 052 569 новых полисов неработающим гражданам (по состоянию на 26 октября 2007 г.) без уведомления СМО, в которых граждане были застрахованы ранее. Мало того, своим приказом министр здравоохранения закрыл доступ другим СМО к бланкам новых полисов, тогда как у «Мединкома» такая возможность оставалась. И хотя прокуратура Свердловской области вынесла протест в связи с назначением Минздрава страхователем неработающего населения, ее предписание до сих пор не выполнено. «Мединкому» дают зеленую улицу, а малые и средние страховые компании должны исчезнуть.
МНЕНИЕ ЗА
Максим Стародубцев
президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория»:
президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория»:
— В целом ситуация отражена верно. По большому счету, единственная причина, позволяющая компаниям использовать административный ресурс, — пренебрежение правами граждан. Каждый человек должен решать сам, какая СМО будет выписывать ему полис. Я против существующей практики, когда работающий гражданин может делегировать выбор СМО своему работодателю (страхователю). Всегда считал, что права человека должны соблюдаться. Исключение — случаи, когда каждый работник выдает директору нотариально заверенную доверенность о представлении своих интересов.
В первую очередь права нарушаются на федеральном уровне. В России граждане отстранены от системы ОМС. Теряется смысл выбора конкретной СМО, т. е. предмета, вокруг которого ломаются копья.
Не будем кривить душой — мало кто вообще понимает суть ОМС. Не исключая, увы, профильных министров и депутатов, которые до сих пор не могут определить, что это такое — инструмент экономии бюджетных средств или способ борьбы за качество медицинской помощи. Ситуация же правового вакуума порождает преимущества для сильного, тем более обладающего административным ресурсом. Хозяин этого ресурса на обвинения в коррупции и очевидном потворстве интересам своей компании всегда может возразить: «А что, разве народ против?» Потому-то так легко прокатывает правовой беспредел, в рамках которого, например, работники государственного (!) пенсионного фонда раздают полисы того же «Мединкома» пенсионерам, застрахованным в иной компании. Не удосуживаясь при этом ни забрать заявление, ни даже предыдущий полис ОМС.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Алексей Бакулев
заместитель директора СК «Мединком», кандидат медицинских наук:
— «Мединком» — одна из ведущих и крупнейших медицинских страховых организаций в Уральском федеральном округе, созданная в 1992 г.
По ОМС наша компания обслуживает 27% жителей Свердловской области. «Мединком» осуществляет деятельность на территории 56 муниципальных образований Уральского федерального округа.
Уставный капитал — 40 млн руб., выполнены все требования законодательства по его наполнению, что подтверждает высокую надежность и финансовую устойчивость страховой компании «Мединком».
СК «Мединком» активно работает в общественных и профессиональных объединениях страховщиков.
Компания приобрела заслуженный авторитет у руководителей предприятий. Именно с этим плюс с умением напряженно работать связано то, что СК подписала много договоров со страхователями и заменила на основании этих соглашений большое количество полисов ОМС.
Наш девиз: «Обязательства превыше обстоятельств!»
После назначения экс-председателя совета директоров ЗАО «СК «Мединком» Владимира Григорьевича Климина на должность министра здравоохранения Свердловской области он в полном соответствии с действующим законодательством не лоббирует интересы СК «Мединком».
И еще. Приоритетным направлением деятельности в системе ОМС мы считаем защиту прав наших застрахованных, а не полемику с оппонентами.