Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери»

Как «Дискавери» выдержала конкуренцию с Китаем, чем отозвались западные санкции и почему компания не стремится выйти на широкий рынок. Опыт производственной компании из Екатеринбурга.

«Широко известен в узких кругах» — это про бренд Discovery. Под этой маркой с 1999 г. в Екатеринбурге выпускаются куртки, комбинезоны, рюкзаки, термобелье — словом, практически все, что может потребоваться человеку, который увлекается спортом и активными видами отдыха. О том, как «Дискавери» выдержала конкуренцию с Китаем, чем отозвались ей американские санкции и для чего нужна пожизненная гарантия на вещи под собственным брендом, порталу DK.RU рассказала соучредитель компании Виктория Меньшикова.

Занимаясь спортом, а не войной

Неприметная вывеска на входе в маленький полуподвальчик в центре города, колокольчик на двери, камерная атмосфера: вероятность того, что здесь окажется случайный прохожий, крайне мала. Сюда, как правило, приходят постоянные клиенты или кто-то по рекомендации знакомых. Но мало кто вообще знает, что не случись второй чеченской кампании, компании «Дискавери» могло и не быть.

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 1

Супруги Меньшиковы, ее основавшие, на тот момент работали в экипировочном центре «ВЕК»: Виктория занималась поставками и продажей тканей, Николай был главным конструктором. Но в связи со сложившейся ситуацией в стране, в 1998-99 гг. все ресурсы «ВЕКа» были переброшены на производство амуниции для силовых структур.

«Нам же было интересно делать спортивную одежду, и мы решили, что хотим, можем и должны попробовать самостоятельно производить то, что нам нравится. Мы всегда сами вели активный образ жизни. Мы не профессиональные спортсмены, но катаемся на лыжах, сноубордах, занимаемся дайвингом», — рассказывает г-жа Меньшикова.

К Меньшиковым присоединились еще двое коллег, которые тоже решили попробовать себя в предпринимательстве, и в 1999 г. усилиями четырех компаньонов в Екатеринбурге появилась «Дискавери». Правда, через год с одним из партнеров пришлось расстаться, и у компании осталось три учредителя.

«Людей не хватало, а объемы работы были большие, поэтому  всем приходилось быть и грузчиками, и уборщиками, — вспоминает Виктория. — Первые три года мы к нашему проекту относились даже не как к бизнесу, а как к хобби: было интересно, но до конца не понятно, получится ли из нашей затеи что-то или нет. Зато за это время сложился костяк сотрудников и клиентов, которые очень нас поддержали в то непростое время».

Так, постепенно, год за годом, «Дискавери» заняла свою нишу, обосновавшись на местном рынке рядом с «ВЕКом» и еще одним конкурентом — компанией «Манарага».

Читайте также на DK.RU: Бизнес-история Евгения Корбута, основателя фирмы «ВЕК»

Первое время продукция делалась буквально на коленке: в небольшом арендованном помещении придумывались и кроились модели комбинезонов и рюкзаков, собственная швейная машинка тоже служила общему делу. Швы на первых куртках проклеивали с помощью самодельного устройства. А за оборудованием для первого производственного цеха летали в Турцию — в России ничего не было.

Сегодня в линейке компании есть несколько позиций, которые остались в номенклатуре, по выражению Виктории, «с лохматых времен»: например, комбинезон «Уктус» или куртка «Молния», и они до сих пор пользуются спросом. Но это редкие исключения, поскольку Николай Меньшиков постоянно отслеживает все, что появляется на рынке спортивной экипировки, выслушивает мнения и предложения покупателей и разрабатывает новые модели в соответствии с тенденциями, технологиями и требованиями моды.

Импортозамещение на словах

Изначально у «Дискавери» было два направления: производство и торговля тканями и фурнитурой, продолжает рассказ Виктория, но в нынешней ситуации торговля тканями просела:

«Весь товар импортный, большинству мелкооптовых покупателей (как мы их называем, «швейникам») он стал не по карману. Надо сказать, что на сегодняшний день и покупателей, тех самых «швейников» — маленьких компаний по пошиву одежды, — осталось наперечет. Кто-то закрылся в нынешний кризис, но большинство не выдержало конкуренции, когда сюда хлынул дешевый ширпотреб — сначала из Турции, а потом из Китая. Мало кто из местных компаний развивал свой собственный бренд и свои каналы сбыта: основная масса ориентировалась на вещевые рынки и отшивала а’ля Армани — в этом и было слабое звено».

«Дискавери», напротив, сильной конкуренции с товарами из Китая на себе не ощутила — к тому времени фирма уже четко сформулировала для покупателя свою позицию:

«Мы не предлагаем дешевую экипировку — мы предлагаем качество за разумные деньги. А клиент вправе выбирать, сколько он готов заплатить за качество, за бренд, за ассортимент, за гарантию».

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 2

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 3

К слову, о гарантии: покупателей, впервые пришедших в «Дискавери», непременно удивляет, что компания дает бессрочную гарантию на свою продукцию.

«Мы никогда не рассматривали это как маркетинговый ход, — отмечает Виктория Меньшикова. — К нам раз от раза приходили клиенты и спрашивали, можем ли мы починить наши вещи. Мы подумали, что все равно с такими просьбами к нам обращаться будут, и решили объявить бессрочную гарантию. Распространяется она на фурнитуру и швы. Мы не несем ответственность за производителя молний, но мы несем ответственность за фурнитуру, используемую в наших изделиях».

Эта высокая степень ответственности заставляет говорить и о вполне рутинных вещах. Несмотря на то что производство «Дискавери» находится в Екатеринбурге, ткани и фурнитура — импортные.

«Соответственно, в условиях падения курса рубля мы тоже вынуждены подтягивать свои ценники. Не так сильно, правда, как это происходит в магазинах, торгующих готовой экипировкой, но тем не менее приходится скрупулезно подсчитывать затраты по каждому изделию», — рассказывает Виктория.

Мембранные ткани закупаются в Корее, фурнитура — там же и в Европе, флис марки POLARTEC до прошлого года покупали на фабрике в Штатах. Но в связи с антироссийскими санкциями фабрика прекратила поставки, и теперь помимо колебания курса доллара у руководства «Дискавери» добавилась еще одна головная боль: чем заменить POLARTEC?

«Альтернативы, к сожалению, пока нет, но есть неплохой запас на складе, — рассуждает г-жа Меньшикова, — во всяком случае, этот год сможем продержаться.

В нашей отрасли импортозамещение, увы, только на словах. Я по образованию химик-технолог, и как специалисту мне очевидно, что в российской легкой промышленности нет и не появится в ближайшей  перспективе производств, способных делать высокотехнологичные ткани: нет ни  соответствующего оборудования, ни технологий, ни специалистов».

Limited Market

Нехватка специалистов — это еще одна больная тема: хотелось бы развивать производство, да рук не хватает. Банально за последние пять лет в Екатеринбурге и области закрылись практически все швейные училища. Именно потому, что не хватает  людей, желающих шить и готовых обучаться, лет десять назад в «Дискавери» была закрыта детская линейка. По той же причине компания не выходит на широкий рынок — не может насытить даже региональный. Хотя в том, что производство не растет и не расширяется большими темпами, есть и плюсы.

«Все эти годы было искушение сделать резкий количественный скачок и, условно, вместо 100 штук отшить 100 тысяч. В 2008 г. были у нас даже попытки разместить заказ в Китае: мы все просчитали, отшили образцы. Но случился кризис, и мы вовремя это дело свернули, — говорит Виктория. — В конце концов, мы пришли к выводу, что лучше меньше, да лучше: лучше мы выпустим 100 курток, но будем уверены в качестве каждой».

В маленьком производстве есть еще один плюс — это гибкость и мобильность. Если каждый день напрямую общаться с покупателем, то нетрудно заметить, скажем, какие цветовые сочетания предпочитают клиенты или как меняются типы фигур.

«Не случись второй чеченской, бизнеса могло и не быть»: Виктория Меньшикова, «Дискавери» 4

В «Дискавери» же нередко обращаются люди, которые в принципе не могут подобрать себе экипировку из-за особенностей фигуры. Для них одежда шьется на заказ. В компании вопрос о целесообразности такого сервиса стоит остро, потому что затраты на такое производство очень высоки: либо закройщик кроит 60 курток по одному лекалу, либо делает одну под индивидуальный заказ.

Виктория рассказывает, что сейчас, например, к ним стало приходить много худых молодых людей высокого роста. Подмечая такие закономерности, можно подправлять лекала и запускать измененные модели в производство хоть завтра. Крупные компании себе такого позволить не могут: во-первых, конструкторы и дизайнеры сами не продают, покупателей не видят и с ними не общаются, а во-вторых, производственные планы, как правило, расписаны на год, а то и два.

Автор: Полина Борисевич. Фото: Игорь Черепанов / DK.RU

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.