«Не топите поставщиков, ведите переговоры». Три точки опоры в 9-балльный шторм
«Привлеките сотрудников к выработке антикризисных мер, оцените запасы и разберитесь со своим психоэмоциональным состоянием». Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы выйти из кризиса без потерь.
Стратегическое партнерство «12 -Х» (12 функций бизнеса) — это объединение компаний «HR-лидер», «FPGS-Consulting» и Компании «Кадровые технологии», которое занимается Технологиями Преемственности (передачи управления в бизнесе с сохранением и приумножением бизнес-результатов). Руководители этих компаний поделились с DK.RU своими мыслями по поводу текущей ситуации.
Марина Подгайская, директор компании «Кадровые технологии»,
Сергей Семин, управляющий партнер «FPGS-Consulting»,
Ольга Чебыкина, управляющий партнер «HR –лидер»,
Галина Веричева, директор по развитию компании «Кадровые технологии»:
— Наше объединение называется стратегическим партнерством. Но сейчас мы все думаем не о стратегии, а о тактике сегодняшнего и завтрашнего дня, потому что покачнулись базовые потребности, прежде всего в безопасности. И в этом сейчас ВСЕ РАВНЫ.
Поэтому сначала о человеческой психологии:
Мы все проживаем стандартные циклы психологического расставания с той картиной мира, к которой привыкли. Примерьте на себя:
Часть 1. Событие (новая реальность). Экономический кризис, рост курса валют, коронавирус, остановка работы предприятий и учреждений, нерабочие оплачиваемые дни с ограниченным передвижением.
Часть 2. Шок и отрицание. «Я не могу в это поверить», «Такого не бывает», «Не со мной!». Слегка похоже на страуса, прячущего голову в песок.
Часть 3. Воспоминания (ностальгия по прошлому). «А раньше «Докторская» была по 2.20» « Еще недавно мы весело гуляли по Риму». Переживание утраты старого мира на этом этапе связано с неосознанным ожиданием чуда. « Вот сейчас мы ляжем спать, а гномики придут и за нас все разрулят» — типичная детская позиция
Часть 4. Гнев (злость). «Почему я? Это несправедливо!» «Нет! Я не могу это принять!» «Как они могли?» Когда мы осознаем, что изменения реальны и коснутся нас, отрицание переходит в злость. Мы злимся и обвиняем кого-то или что-то в том, что с нами происходит. Что интересно, наша злость может быть направлена совершенно в разные стороны. На начальника, на коллегу, на детей, самих себя, даже на Бога. Растет общая нервозность.
Часть 5. Печаль (депрессия). «Я так несчастен, разве меня может что-то беспокоить?» «К чему попытки?» Наступает, когда мы понимаем, что гнев не дает результатов, понимаем все потери, которые повлекут за собой перемены и все, что нам придется оставить. Это толкает людей в состояние подавленности, депрессии, отсутствия энергии.
Часть 6. Принятие. «Все будет хорошо». «Я не могу победить это, но я могу хорошо подготовиться к этому». Когда мы понимаем, что борьба с переменами не дает результатов, мы движемся к стадии принятия. «Я не знаю, что там за поворотом. Мне страшно, но нет выбора, надо двигаться. Надеюсь, там есть свет в конце…»
Часть 7. Отпускание прошлого (точка пустоты). «Внутри есть место для чего — то еще». Не осталось ничего. Ни злости, ни любви, ни печали. «А будет ли теперь что-то новое? Прорастет ли?».
Часть 8. Творчество, воображение, рождение нового. «Впереди новая жизнь». Активный период мечтаний о новом мире, нового эмоционального и физического подъема.
Часть 9. Формирование новых установок в поведении. «Готовься к худшему, но надейся на лучшее». Эту фразу хорошо знают люди поколения X. Детям поколения Y, а тем более Z, понять ее практически невозможно. Но теперь им тоже предстоит пройти этим путем.
Теперь о бизнесе.
Для предпринимателей, которые ведут корпоративный корабль через 9-балльный шторм.
Мы обобщили наш опыт взаимодействия с собственниками за последний месяц и хотим поделиться выводами.
Главные ресурсы сейчас: Ваше психоэмоциональное состояние, Персонал, Финансы.
Собственнику важно в отношении себя:
1. Прекратить собственную истерику.
2. Ввести строгую эмоциональную дисциплину: включить своего «внутреннего смотрителя». Не залипать в негативных стадиях!
3. Ввести строгую физическую дисциплину: если вы раньше делали зарядку, пробежки и т.д., продолжайте тренировать тело любыми способами, вам доступными. Если нет — самое время начать хотя бы с утренней зарядки. Важно: не переедайте и не злоупотребляйте алкоголем, это заглушит тревогу, но не решит задачи.
4. Ввести строгую финансовую дисциплину: меняйте всю «роскошь» на «живые» деньги. Они дадут ресурс для бизнеса.
Важно в отношении персонала:
1. Быстро определить и сохранить золотой фонд компании. Сделать АВС-анализ сотрудников. Сохранить А любой ценой. Это — результативные, инициативные, энергетически наполненные, причастные целям компании.
2. Поддерживать постоянную информационную осведомленность . У каждого сотрудника сейчас в голове один вопрос: «Все пропало, шеф?». Пусть общий режим — «ХЗ», но у вас есть текущие задачи, и их должны все знать. Корпоративные группы в мессенджерах, дистанционные собрания, тексты на сайте и в социальных сетях это обеспечат.
3. Привлекать сотрудников к выработке антикризисных мер. Корпоративный краудсорсинг идей с обязательной обратной связью точно даст новый импульс.
4. Увольнять с умом и трезвым расчетом. Пропишите плюсы и минусы каждого варианта увольнения. Помните, что на сайте онлайнинспекция.рф обратившемуся предлагают выбрать вариант ответа на его вопрос, и по умолчанию галочка стоит напротив «организовать проверку».
5. Работать со стрессом команды, стать для них примером индивидуальной работы с собственным эмоциональным состоянием.
6. Не прекращать прием персонала. НО! В условиях жесткой экономии не нужно оплачивать избыточные компетенции сотрудника, можно взять нужные напрокат. Это не рекрутинг, не аутсорсинг, не лизинг, не аутстаффинг персонала. Это шеринг компетенций. Опыт — это реализованные проекты, решенные задачи, построенные объекты, пройденные успешно проверки, рост показателей и т.п. С цифрами, с названиями, с четкой зоной ответственности. (CV) в общепринятом формате уйдет в прошлое.
7. Обращать внимание при приеме ТОПов на следующие компетенции: управление изменениями, эффективность в условиях непрерывных изменений. Успешный ТОП сегодня — «Fast tracker» — тот, кто быстро принимает решения, быстро переходит от слов к делу и добивается результата.
8. Взять под контроль главный тормоз малого бизнеса (ибо он — причина отказов со стороны тех самых «Fast tracker») — рассогласованность действий и частую смену настроений и планов.
Важно в отношении финансов:
1. Разберитесь с дебиторской задолженностью. Сформируйте отчеты, направьте должнику претензию. Предложите рассрочку/отсрочку платежа, подписание графика платежей, зачет встречных требований; рассмотрите предоставление должником отступного в счет долга (например, передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг) или заключение между сторонами договора займа на сумму долга. Может быть, стоит продать право требования. Проанализируйте возможность предъявления требований к иным лицам (например, если договором предусмотрено поручительство или банковская гарантия).
2. Оптимизируйте расходы. Следите за ежедневными изменениями в законодательстве, подпишитесь на основные ресурсы. например, https://www.minfin.ru, https://www.nalog.ru/rn66/, http://government.ru, https://www.economy.gov.ru, https://rosmintrud.ru/.
Не пропустите меры, которые позволят снизить затраты: кредитные каникулы, снижение выплат в фонды, отсрочку по налогам и пр.
3. Оцените имеющиеся запасы. Найдите скрытые резервы на складах, в цехах, подсобных помещениях. «Замороженные» остатки товарно-материальных ценностей приводят к тому, что компания оплачивает покупку материалов, хотя есть возможность выявить и использовать неликвиды.
4. Оптимизируйте трудовые отношения. Сейчас существенную часть зарплаты должны составлять премии от результата: портфеля заказов, выручки, полученной прибыли. И это для всех — от генерального директора до уборщицы.
5. Ужесточите финансово-закупочную дисциплину, пересмотрите требования к поставщикам и подрядчикам. До заключения договора детально анализируйте будущего контрагента. Не топите поставщиков, ведите разумные переговоры. Мы все в одной лодке, вы тоже чей-то поставщик.
Используйте такие ресурсы, как «Картотека арбитражных дел», сайт Федеральной службы судебных приставов, портал «Прозрачный бизнес» ФНС России. Детально прописывайте в договоре основания ответственности и порядок привлечения к ней, случаи освобождения от ответственности (в том числе порядок и условия действия форс-мажора). Проверяйте полномочия лиц, подписывающих договоры и первичные учетные документы, запрашивайте доверенности.
Что из этого следует?
Если вы займетесь собой, сохраните собственное равновесие, системно подойдете к контролю финансов, сбережете золотой фонд сотрудников, значит, будет крепкая основа для нового витка развития бизнеса. И он точно будет!
Мы рядом. Комплексная помощь бизнесу:
Консультации собственников по личной стратегии
и организационному развитию компании,
финансам и праву, подбору и оценке персонала.
Вместе мы сильнее обстоятельств!
«HR-лидер», «FPGS-Consulting», Компания «Кадровые технологии»