«Не учите нас жить». Екатеринбургу рассказали, что с ним не так
В Екатеринбурге представили рекомендации для изменения культурной политики города. В основе — традиционные ценности, патриотизм и православие. DK.RU изучил масштабное исследование.
Исследование культурной среды Екатеринбурга проводилось по инициативе городского управления культуры. Курировала процесс глава управления Татьяна Ярошевская. Работа получила название «Екатеринбургский пульс. Культурная среда и символический капитал» и заняла полгода. В ней приняли участие 33 автора из Екатеринбурга, Москвы и Петербурга под руководством столичного продюсера и театрального режиссера Эдуарда Боякова, в день презентации документа назначенного новым руководителем Московского Художественного академического театра (МХАТ) имени Горького.
«Кто мы, откуда и куда идем»
Презентацию доклада в Ельцин Центре авторы неожиданно предварили имиджевым роликом, снятым в рамках заявочной кампании в борьбе за проведение Экспо-2020. После появления на экране фразы «Екатеринбург достоин принять Экспо» по залу пронесся тяжелый вздох сожаления.
Это не шутка, — сразу предупредила Татьяна Ярошевская. — Почему мы решили начать этим роликом? Потому что совсем недавно к Екатеринбургу было приковано колоссальное внимание не только российской, но и международной общественности. Ни у кого не возникает сомнений, что Екатеринбург — город насыщенной культурной жизни. Но мы (управление культуры и работающие в муниципальной сфере люди) фиксируем парадоксальную вещь. С одной стороны, культура никогда не была приоритетной отраслью для финансирования — ни для бюджета, ни для инвестора. А с другой — она является невероятным драйвером развития территорий. Не только в социальном, но и в экономическом смысле. Сегодня мы видим, насколько город прирастает творческими индустриями, сколько людей находят это делом своего бизнеса, своей жизни.
По мнению Татьяны Ярошевской, такое масштабное исследование давно было необходимо городу, чтобы ответить на извечные вопросы: кто мы, откуда и куда идем.
Городскую среду исследователи разложили на 30 аспектов: от архитектуры, краеведения и религии до театра, музыки, гастрономии и парков. В результате определились особенности Екатеринбурга, которые, по мнению авторов, и формируют городскую идентичность — тот самый «пульс».
В частности, исследователи настаивают, что статус «третьей столицы» принадлежит не Казани или Новосибирску, а именно Екатеринбургу, который является геополитической и культурной точкой центрирования страны: слева от нас — Европа, справа — Азия. Кроме того, в символической копилке капитала Екатеринбурга — Уральские горы, город-крепость, бажовская мифопоэтика, город-завод, город будущего (по мнению Эдуарда Боякова, Екатеринбург — это лаборатория, в которой на протяжении почти 300 лет придумывают город будущего). А также столица современного искусства, центр старообрядчества и меценатства современных бизнесменов (для увеличения символического капитала этого направления авторы даже предлагают создать центр старообрядчества и меценатства на Урале).
«Не способствует консолидации»
«В сознании россиян в течение ближайшего десятилетия должна закрепиться мысль: Екатеринбург — не только промышленный центр, но и удивительно творческий город. «Творчество и инновации» — таким должен быть лейтмотив городского бренда. Это качество должно вдохновлять жителей и гостей Екатеринбурга намного больше, чем перспектива Всемирной выставки или спортивной Универсиады», — рекомендуют авторы документа.
Отдельной темой Екатеринбург рассматривается как «столица русского покаяния». Эдуард Бояков говорит, что город все еще воспринимается как «место, где убили царя». В связи с этим авторы поднимают тему восстановления храма Св. Екатерины как пример того, что православная общественность города проигрывает светской. Однако исследователи убеждены, что «Екатеринбургская земля, как ни одна другая, требует очищения и молитвы представителей всех «лагерей». Союз, скрепленный такой молитвой, может вызвать настоящий духовный и творческий подъем».
В целом документ строится на возрождении традиционных ценностей, патриотизме и консолидации жителей.
«Культура — это способ и процесс передачи ценностей. Мы твердо убеждены, что современные тенденции, которые все больше доминируют в западной культуре, экспериментируют с тем, с чем экспериментировать не надо. Не надо экспериментировать с изменением пола, с тем, каким способом можно устроить семью. Не надо экспериментировать со страшными генно-инженерными историями. Это опасно. Это разрушает не только физическую оболочку человека, но и душу», — уверен Эдуард Бояков.
По его мнению, русская культура сегодня испытывает постоянные вызовы, в том числе, со стороны других культур.
Я не собираюсь говорить о тлетворном влиянии западной культуры. Мне больше близка позиция моего старшего товарища Андрона Кончаловского, который говорит: «Мы и есть Европа. Россия — это страна, где европейские ценности на протяжении последних двух-трех веков являются важными. Мы — хранители этой традиции. Давайте хранить в себе эту Европу». Я убежден, что так и нужно относиться к культурной политике, — считает Эдуард Бояков.
В целом составители доклада на презентации своего труда сошлись во мнении, что Екатеринбург — город с большим потенциалом. Правда, недооцененным ни в масштабах страны, ни самими жителями. При этом «уникальное городское гражданское общество» авторы называют еще одним символическим капиталом Екатеринбурга. Все выступавшие в Ельцин Центре представители авторского коллектива отметили самостоятельность городских жителей. По их мнению, город очень ревниво реагирует, если чужаки начинают учить его, как жить. И подчеркивают: «внимание к себе — это прекрасно, но любить только город и не любить страну, в которой живешь, — невозможно. Это не способствует консолидации общества».
Наш диагноз — мы невероятно разобщены и мало друг про друга знаем, — согласился с москвичами екатеринбуржец, директор агентства StreetArt Евгений Фатеев.
Иван Карпушкин, директор Евразийского центра территориального развития имени А.А. Столыпина добавил, что ни один город в России ничего не знает о себе: «Чтобы делать любой бизнес, нужно заказывать исследование, но его результаты в любом случае будут отличаться от реальности. А «умный» город должен все о себе знать».
«Другое время»
Присутствовавшие на презентации представители бизнеса поделились с DK.RU, что приветствуют инициативу власти по исследованию культурной среды Екатеринбурга, но пока не понимают, как могут участвовать в этом процессе, и каким образом документ будет реализовываться на практике.
Татьяна Ярошевская пояснила DK.RU, что основная цель исследования — вступить через его обсуждение в диалог со всеми: с властью, инвесторами и прочими интересантами. Для этого полная версия документа выложена в открытом доступе, для обсуждения и внесения изменений есть два месяца. Итоги подведут весной 2019 г., затем начнется подготовка к официальной публикации доклада.
Надо соблюдать последовательность. Для начала необходимо ответить на вопрос «что», а затем уже говорить «как» — поясняет Эдуард Бояков. — Очень часто мы заранее знаем ответ на вопрос, и тогда разработка становится не самостоятельной функцией, а обслуживанием бюрократических задач. Решение принято — стадион надо построить, давайте звать архитектора. Правильно. Но где построить, зачем — архитектор на этот вопрос не ответит. И когда между заказчиком и исполнителем не оказывается функции проектировщика, наступает проблема. Поэтому два месяца мы будем искать ответ на вопрос, как наши теоретические рекомендации облачить в программы и мероприятия.
Добавим, что Эдуард Бояков уже участвовал в разработке подобных документов. В частности, в 2016-2017 гг. он работал в Крыму над концепцией Коктебель-парка, в 2015-2016 гг. — в Розе Хутор под Сочи участвовал в разработке концепции культурного парка и поставил первое в стране горное шоу под открытым небом «Кавказские пленники». В 2013-2014 гг. по приглашению губернатора Воронежской области курировал исследование культурной среды в Воронеже, будучи ректором Воронежской академии искусств. Как писали воронежские СМИ, «Воронежский пульс» тогда произвел эффект разорвавшейся бомбы. В дискуссии участвовали все — от деятелей классического искусства до футбольных фанатов. А в местном околокультурном сообществе даже возник особый жанр «альтернативного доклада» с исправлением ошибок и неточностей оригинального исследования. Публикации обновленного текста со всеми исправлениями, как утверждают СМИ, Воронеж так и не дождался, однако многие культурные деятели утверждали, что свою главную задачу доклад и так уже выполнил, вызвав крупнейшую общественную дискуссию о культурной среде и культурной политике.
В открытом доступе обнаружить обновленную версию доклада DK.RU не удалось, однако на презентации в Ельцин Центре Эдуард Бояков предлагал всем желающим собственноручно отправить «Воронежский пульс».
Я тогда был ректором воронежского вуза и достаточно быстро уехал в Москву. Признаюсь, у меня было ощущение обиды — мы сделали <большое исследование>, но власть не воспользовалась. Через несколько лет я понял, что это очень естественно. У власти другое время, — рассказал Эдуард Бояков. — Результаты поступков в культурной среде приходят через 5-10 лет. Может современная политика ждать? Очень редко. Губернатор, которого назначает президент, должен отчитаться побыстрее <…> Через три года у Воронежа появился главный архитектор и та работа, на которой мы настаивали, началась. Воронеж развивается очень неплохо, и мы поучаствовали в этом процессе.