Не верьте в шляпу волшебника!
Михаил Чурбанов генеральный директор Свердловской киностудии В бизнесе существует такое понятие, как мода. Мода на разные направления бизнеса, на профессии. Можно привести в пример IT-компа
генеральный директор
Свердловской киностудии
В бизнесе существует такое понятие, как мода. Мода на разные направления бизнеса, на профессии. Можно привести в пример IT-компании, которые долгое время считались одним из самых доходных объектов для вложений. И зачастую люди инвестировали в этот бизнес лишь потому, что он был на гребне волны, не утруждая себя детальными расчетами.
То же самое происходит сегодня с индустрией кино. Еще недавно доля российских фильмов в отечественном прокате составляла около 2%, а теперь уже 40%. Согласно отчету компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2006-2010 годы», российский рынок киноиндустрии в 2006 г. вырастет на 14% и составит $753 млн.
Не удивительно, что после таких прогнозов и удачной реализации ряда российских кинопроектов инвесторы обратили внимание на кинорынок. Пока в этом больше преуспели иностранцы. Характерный пример — компания «Амедиа», объявившая о смене стратегии. От специализации на телесериалах она переходит к производству фильмов для широкого проката. Инвестором будет фонд Access Industries, принадлежащий американскому миллиардеру Леонарду Блаватнику. Но это — профессионалы, хорошо представляющие себе, что такое индустрия кино. Они в состоянии адекватно оценить риски и будущую прибыль, чего нельзя сказать о тех, для кого кино продолжает оставаться черным ящиком.
Таких случайных людей сегодня в кинематограф потянулось много. Производство фильмов финансируют промышленные компании и частные лица. Они видят, что кино превращается в серьезный бизнес, и спешат принять в нем участие. Непрофильных инвесторов притягивает особая атмосфера романтики этого рынка. Образ киноиндустрии как сферы бизнеса, где потенциальная прибыльность почти неограниченна, уже сложился.
Резко возросший интерес со стороны тех, кто располагает свободными средствами, привел к так называемому перегреву отрасли. Рентабельность бизнеса сегодня растет медленнее, чем его себестоимость. По прогнозам аналитиков, в ближайшие год-два будет выпускаться значительно больше фильмов, чем может вместить рынок. Но маховик уже раскручивается — финансирование кинопроизводства входит в моду. Отчасти это происходит потому, что вокруг индустрии кино создан искусственный ореол таинственности, магии, некого чуда. Инвестору кажется, что он кладет деньги в волшебную шляпу, из которой потом хлынет обильный дождь доходов.
Увы, его ожидания сбываются не всегда. Зачастую инвестор попадает впросак из-за того, что не знаком с особенностями процесса создания фильма. Непрофильным инвесторам порой кажется, что кино — деятельность настолько специфическая, что давно отработанные, привычные методы оценки инвестиционной привлекательности и перспективности проектов для «фабрики грез» неприменимы. На самом деле это не так.
В кинобизнесе действует тот же закон, что и в маркетинге: творчество всегда должно оставаться в рамках существующего спроса. На стадии девелопмента происходит все, что касается поиска и доработки сценария, подбора команды, площадок, оборудования, выбора продюсера. Затем следует продакшн, или съемочный период. Одновременно может начаться и следующая стадия — постпродакшн, когда делают музыку, звук, компьютерные спецэффекты и т. п. Последний этап — дистрибуция. Это продвижение и продажа фильма, она, кстати, может тоже начаться заранее.
Удовлетворение зрительских ожиданий — вот цель творчества в киноиндустрии. Наличие всех ресурсов — съемочных площадок, оборудования, технической и актерской групп — даст на выходе требуемый результат, если вся система отлажена и если грамотно поставлена продюсерская деятельность. Именно продюсера можно рассматривать как посредника между деньгами и творчеством, от которого во многом зависит коммерческий успех проекта. И именно продюсер должен обеспечить инвестору все необходимые условия для адекватной оценки инвестиционной привлекательности картины.
МНЕНИЕ ЗА:
Ольга Виденская
эксперт по инвестиционным проектам Урало-Сибирского института бизнеса (USIB):
— Безусловно, к художественному фильму, если он производится на средства инвесторов с целью получения прибыли, следует применять те же критерии, что и к любому другому инвестиционному проекту. Необходимо проводить конкретные исследования, анализировать рынок. Ведь, по сути, у любого фильма есть свой клиент, для определения потребностей этого клиента и возможностей всего рынка существуют конкретные маркетинговые инструменты. Те, кто вкладывают деньги, имеют право видеть четкий план реализации всего проекта и получения прибыли. Продюсер обязан представить такой план и разъяснить, как и на какие цели расходуются средства. В противном случае кино превращается в творчество ради творчества, а подобный подход противоречит принципам бизнеса.
Конечно, у киноиндустрии есть своя специфика: каждая картина — уникальный проект, сопряженный с немалым риском, но это еще не означает, что инвестору следует отказаться от серьезных расчетов. Творческий подход в кино не должен заменять подход прагматический. В бизнесе уже достаточно давно и активно применяют методики проектного менеджмента, которые позволяют работать с неповторяющимся набором процессов, оценивать их комплексную эффективность и инвестиционную привлекательность. Используя эти методики, в реальности можно посмотреть на объект своих вложений с точки зрения экономически выгодного результата.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Алексей Рождественский
кинодраматург и продюсер, кинокомпания «Сибир-фильм»:
— По своему опыту я не могу сказать, что интерес к кинопроектам со стороны инвесторов особенно возрос. Вложение денег в кино идет все так же со скрипом. Единственное, пожалуй, с чем можно согласиться, — инвесторы, действительно, плохо осведомлены об особенностях киноиндустрии. Но не стоит уповать на маркетинг как на набор инструментов, позволяющий лучше прогнозировать кинорынок. С одной стороны, высокотехнологичное, качественное кино, в основе которого лежит интересная идея, и маркетинг — вещи взаимосвязанные. Одно без другого существовать не может. Конечно, определенные расчеты проводятся. Продюсер представляет инвесторам план реализации кинопроекта, где закладываются предполагаемые им показатели, прописывает, на что и как будут потрачены деньги. Но, с другой стороны, грамотный человек, вкладывая деньги в киноиндустрию, понимает, что эти самые показатели, как и все условия, обязательно еще не раз изменятся, а вместе с ними могут пойти прахом все маркетинговые расчеты. Вы можете сколько угодно просчитывать ситуацию на данный момент, но создание кино — долгий процесс, каждая картина — сложный продукт, поэтому все расчеты и планы очень и очень относительны. Риски здесь крайне велики, а условия, от которых зависит успех, лежат скорее в области профессионального чутья и интуиции продюсера и режиссера, мастерства оператора и работы актеров, чем в области маркетинговых исследований.
ПОДПИСЬ:
Кинорынок перегрет из-за наплыва «случайных» инвесторов.