Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Не воспринимают критику, не идут на диалог». Студенты РФ глазами иностранной профессуры

«Не воспринимают критику, не идут на диалог». Студенты РФ глазами иностранной профессуры
Иллюстрация: pixabay.com

Работать с российскими студентами сложно, констатируют приглашенные из-за границы преподаватели. Обученные в 9-11 классах школы лишь зубрежке ради сдачи ЕГЭ, они почти не высказывают личного мнения.

В Государственном университете Тюмени начался эксперимент: в вузе ввели двуязычный бакалавриат с возможностью выбрать предметы и пригласили заграничных преподавателей. Иностранные профессора рассказали, чего им не хватает в российских студентах и какой они видят молодежь страны, пишет «Коммерсант».

Приглашенные из-за рубежа преподаватели оставили отзывы о российских студентах, на основе которых была создана отчетная публикация. Какой же диагноз вынесла зарубежная профессура?

Во-первых, они отметили, что при работе над текстом студенты склонны подменять аргументацию субъективными суждениями. Молодые люди скорее делятся впечатлениями о прочитанном («эта идея плохая», а «эта — хорошая»), вместо того чтобы попытаться оценить, насколько логично и аргументированно автор представляет свою позицию. В то же время учебную литературу студенты воспринимают как носителя аксиом и не могут различить в тексте мнение автора и взгляды тех, кого он цитирует или с кем вступает в полемику на страницах книги. Молодые люди меряют все вместе как единое целое. Критическое мышление у российских студентов часто подменяется скептицизмом в отношении всего и вся.

Читайте также: «Понты власти не спасут экономику и демографию. России придется нелегко весь XXI век»

Во-вторых, студенты России боятся ошибиться, высказать вслух что-то неверное или неточное, не решаются задавать вопросы, если чего-то не поняли. При этом для них крайне важно одобрение преподавателя.

Студенты полагают, что роль преподавателя сводится к чтению лекций и задаванию вопросов, а задача учащихся — отвечать на вопросы, если они могут (если не могут — молчать),— замечают профессора.

Кроме того, взгляд со стороны показал: студентов страны отличает неспособность услышать мнение, противоположное их, вообразить себя своим оппонентом, даже в игровой ситуации во время занятия, когда, допустим, командам надо отстоять разные позиции. У многих действует установка: признание об изменении точки зрения — это поражение. Преподаватели других стран заметили, что наши студенты не способны включаться в свободную дискуссию и предпочитают быть пассивными слушателями.

Отдельно профессора отметили то, насколько «нетворческие» в России студенты. Молодежь в основном конспектирует лекции, не ведет параллельных заметок со своими впечатлениями, мыслями, идеями после услышанного. Хотя последние можно использовать при подготовке письменных работ и проектов, но учащимся это не кажется очевидным.

В то же время российские студенты не умеют принимать обратную связь от преподавателя. Если на письменную работу дан длинный отзыв, учащиеся автоматически считают его негативным, критическим. В их восприятии хорошая работа не нуждается в комментариях преподавателя: зачем что-то говорить, если все хорошо?

Принятые за границей в системе образования консультационные часы и эссе отечественным студентам не знакомы. Индивидуальные встречи с преподавателем воспринимаются как собственная неспособность самостоятельно справляться с учебными задачами, а во время беседы студенты не умеют отличить и тем более принимать конструктивную критику.

Сreative writing (в прямом переводе с английского — творческое письмо — речь о том самом эссе) российские студенты подменяют простым пересказом прочитанного. Молодежь не умеет самостоятельно формулировать исследовательский вопрос и тему, ждут от преподавателя конкретного задания. Еще одна особенность — неспособность работать от черновика к черновику, редактировать свой текст, действует принцип «что написал, то и сдал».

Зарубежные преподаватели считают, что студентам России прежде всего нужно справиться с «недостаточными познаниями в области базовых правил логической аргументации» и «проблемами с постановкой вопросов и участием в дискуссии». Говоря проще, зарубежная профессура настроена на диалог с учащимися, но в ответ — тишина. Они, конечно, не разбирались в истоках проблем и настроены работать с теми, кого выпустила российская школа, транслирующая «монологическую систему передачи знаний» и готовящая детей прежде всего к сдаче ЕГЭ.

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.