Не высовывайтесь!
Новая система мониторинга позволит налоговой инспекции работать с упреждением. Владимир Ардашев управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры» Налоговые органы перешли в наступление —
Новая система мониторинга позволит налоговой инспекции работать с упреждением.
Владимир Ардашев
управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры»
Налоговые органы перешли в наступление — ищут криминальные налоговые схемы. Все началось в 2006 г., когда налоговики боролись за легализацию зарплат. Более 95% налогоплательщиков, вызванных на специальные комиссии, повысили зарплаты до прожиточного минимума.
Дальше — больше. В 2007 г. началась кампания по повышению зарплат уже до среднеотраслевого уровня. Одновременно летом этого года объектом внимания стали «убыточные» налогоплательщики.
В кольце фронтов 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в НК РФ, расширившие полномочия налоговиков по сбору информации. Теперь они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц.
В феврале из недр ФНС вышел секретный приказ под грифом «ДСП», мгновенно ставший достоянием общественности. Он содержит 109 признаков неблагонадежности налогоплательщика. Этот документ прежде всего направлен на борьбу с фирмами-однодневками, с «номинальными» учредителями и директорами уже на стадии госрегистрации юридических лиц. Если раньше новая фирма регистрировалась за пять дней, то теперь налоговики внимательно проверяют документы на подлинность, пробивают адреса «массовой регистрации», историю учредителей и директоров по своим базам данным, а иногда и сами выходят на проверку или подключают правоохранительные органы, чтобы убедиться в достоверности представленных сведений.
30 мая 2007 г. ФНС РФ разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок — одиннадцать индикативных показателей, совокупность и критичность которых послужит основанием для выездной проверки, в частности: убыток в течение двух и более лет, налоговая нагрузка, рентабельность и зарплата сотрудников ниже среднеотраслевых показателей, доля вычетов по НДС за год превышает 89%, финансово-хозяйственная деятельность построена на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели) и пр.
И это только начало. На региональных сайтах ФНС РФ уже появляются черные списки фирм-однодневок, не отправляющих отчетность или сдающих нулевые балансы, формируется список «недобросовестных» контрагентов, на сайте ФНС РФ — реестр дисквалифицированных лиц, список адресов массовой регистрации фирм и даже реестры подозрительных зарубежных (офшорных) компаний.
В январе 2008 г. произойдет реорганизация центрального аппарата ФНС РФ — все налоги будет контролировать одно управление. Налоговики создали и активно пополняют специальные региональные и федеральные электронные базы данных. Уже давно налоговые органы обмениваются информацией, получают и запрашивают ее у банков и других контрольных структур в электронном формате, что заметно повышает мобильность и эффективность их деятельности.
К концу 2008 г. ФНС разработает специальный программный комплекс по автоматическому отбору фирм для проверок (сегодня существуют только программы по администрированию отдельных налогов, например по НДС).
Если же оценить более отдаленные перспективы, то уже не за горами (2009-2010 гг.) поправки в НК РФ, призванные установить более жесткий контроль за аффилированными лицами и трансфертным ценообразованием в холдингах, предполагается специальная консолидированная отчетность, декларирование цен с взаимозависимыми лицами. Предусматривается даже специальная возможность соглашений с ИФНС о ценообразовании, появится новый механизм оценки рыночных цен, так называемый интервал цен, предполагается целая система мер борьбы с использованием офшоров и т. д.
Наступление налоговиков по всем фронтам вынуждает налогоплательщика подстраиваться под предложенные ФНС стандарты, постоянно сравнивая собственные показатели со среднестатистическими в своем городе, регионе, секторе экономики.
Предприниматель должен быть готов в любое время объяснить и документально подтвердить с использованием бизнес-планов, технико-экономических обоснований, маркетинговых исследований, расчетов экспертов и заключений специалистов, почему его нельзя стричь под одну гребенку.
Отсюда вывод: не выделяйся, будь чуть лучше других, внедряй систему мониторинга своих внешних и внутренних коммуникаций, товарно-финансовых потоков, отслеживай и нивелируй риски использования нестандартных договорных конструкций и контактов с «проблемными» поставщиками.
МНЕНИЕ ЗА
Дмитрий Загайнов
адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов:
адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов:
— Не возьму на себя смелость утверждать, что бизнес перестанет использовать налоговые схемы. Однако могу уверенно согласиться с Владимиром Ардашевым, что сегодня криминальные схемы применять небезопасно. Под криминальными следует понимать схемы, ставшие таковыми после выработки судебной практикой и финансовыми ведомствами целого ряда признаков, проявление которых создает реальную угрозу непоступления в бюджет крупных денежных сумм.
Уверен, подобные критерии подвергнутся дальнейшей корреляции и безобидные сегодня схемы уже завтра могут попасть в разряд «криминальных».
Известно, что в американской системе правосудия легче человека привлечь к ответственности за налоговое преступление, нежели упрятать за решетку убийцу. Складывается впечатление, что вся мощь фискальных служб России направляется к цели сформировать атмосферу нетерпимости к «уклонистам» от уплаты налогов. Недавно предложили «пряник» в виде «налоговой амнистии». В то же время государство никогда не забывало и о политике «кнута». Для стабильного развития бизнеса одна лишь борьба с криминальными налоговыми схемами эффекта не принесет. Уже есть предпосылки для принятия комплекса мер в достижении поставленной цели. Главной задачей становится создание такого налогового режима, при котором будет выгодно платить налоги, и тогда призыв Иисуса Христа «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» окажется выполнимым.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Андрей Савицкий
Андрей Савицкий
специалист Департамента налогового, бюджетного права и финансового законодательства Свердловской областной экономической коллегии адвокатов:
— Статья представляет интерес — читатель видит историю противостояния государства и налогоплательщиков. Удачно скомпонованы сведения, собранные из различных информационных источников. Текст, построенный в хронологическом порядке, рисует весьма оптимистическую для налоговой администрации картину.
Невольно возникает чувство сопричастности оптимизму автора, декларирующего неотвратимость заката эры налоговых схем. Вероятно, многие налогоплательщики последуют его призыву порвать с темным прошлым и воспользуются советами. Впрочем, некоторые могут воспринять прочитанное и как призыв «не попадаться», быть более ловкими и изобретательными.
Категоричность ряда утверждений вызывает обоснованный скептицизм. Планы и прогнозы даже официальных источников не стоит воспринимать как уже достигнутые результаты. Вряд ли принятие инструкций и методических рекомендаций, даже с грифом «ДСП», кардинально повлияет на результативность, а главное, на «чистоту» процессуального закрепления итогов налоговых проверок. Это остается одной из основных проблем, с которыми сталкиваются в судах. С учетом принимаемых мер есть основания полагать, что непрекращающееся «состязание» налогоплательщиков и государства просто перейдет на иной интеллектуальный уровень.