Не загоняйте экономику города в одно русло
Андрей Бриль председатель совета директоров «Корин холдинга» За последние 20 лет в Екатеринбурге произошли грандиозные изменения. Наконец-то началась реальная диверсификация городской экономики,
Андрей Бриль председатель совета директоров «Корин холдинга»
За последние 20 лет в Екатеринбурге произошли грандиозные изменения. Наконец-то началась реальная диверсификация городской экономики, в том числе развитие торговли, финансового сектора, сферы услуг, связи, ИT, сектора недвижимости.
Экономика Екатеринбурга развивалась по органическим законам: наиболее приспособленные выживали и процветали, другие — стагнировали и умирали.
Сейчас мы пришли к относительному балансу. Муниципальный бюджет не страдает от страшного денежного дефицита. Бизнес повзрослел и закрепился на занятых позициях. И сейчас, пожалуй, можно задавать новые приоритеты, определять, в каком городе мы хотим жить ближайшие 20-50 лет.
Главное — надо понимать, что работа должна быть системной. Экономика города должна быть диверсифицированной. Приоритета три. Первое — развитие новых отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью, высокой маржинальностью и перспективой роста рынков. Это ИT, фармацевтика (если хватит компетенций), машиностроение, ниокровские подразделения наших крупных сырьевых холдингов.
Второе — транспорт и логистика. Это важная составляющая жизни города прежде всего потому, что мы географически находимся в очень удобном месте. А кроме того, потому, что за последние годы много сил, времени и денег было потрачено на превращение Екатеринбурга в большой транспортный и складской узел.
И третье — образование. Екатеринбург может стать центром образования, в который съезжаются студенты как минимум из всех ближайших регионов, а вообще — и со всей страны. Это вполне реально. И это серьезный прибыльный бизнес. Федеральный университет сам по себе как образовательный центр способен генерировать деньги. Кроме того, он должен стать центром научных разработок, применимых во многих отраслях экономики, и обеспечить кадрами региональную экономику.
Это — самое очевидное. И вместе с этим надо системно и гармонично развивать всю сопутствующую инфраструктуру города и региона: дороги, торговлю, финансовые услуги — то, что называется бытовыми услугами населению, и пр.
Но не нужно переоценивать возможности административного управления такими процессами. Мы живем в большом городе. Его нельзя снова загонять властными решениями в какое-то одно русло, забыв про множество других. Екатеринбург — живой организм. И он сам найдет наиболее удачные пути развития, если создать необходимые условия.
Организацией этих самых условий мы все должны заниматься. Я бы выделил две главные проблемы, с которыми сейчас нужно бороться.
Первая — качество образования. Высшие учебные заведения города, к сожалению, потеряли связь с работодателями своих выпускников. Деградировал преподавательский состав. Но самое страшное, что высшее образование превратилось в продажу дипломов. Этим занимаются десятки мелких коммерческих институтов и университетов. Это начали практиковать и именитые государственные вузы. Нужно как-то решать проблему. И я очень надеюсь, что в рамках создания Уральского федерального университета с ней будут бороться.
Вторая проблема — транспортная инфраструктура. Здесь целый комплекс задач — от строительства крупных автомобильных, железнодорожных развязок до совершенствования системы светофорного регулирования и пешеходных переходов. Для этого появляются деньги в бюджете, хорошие перспективы совместных проектов с областью и Федерацией. Кроме того, Александр Мишарин — серьезный специалист именно в транспортных вопросах. Не воспользоваться таким уникальным шансом — значит сильно отстать в экономическом развитии.
Радикальное улучшение транспортной инфраструктуры приведет к резкому скачку по цепочке: производительность труда — доходы бизнеса — объемы налоговых выплат — структура валового регионального продукта. А иначе мы проиграем экономическое соревнование всему свету. И никакие инновации в любой другой сфере не помогут.
Потому за это нужно браться прямо сейчас и решать проблему, что называется, всем миром. Необходимо срочно объединять усилия бизнеса, власти, СМИ и прекращать все спекуляции на этот счет. В частности, остановить дискуссию о том, нужно ли Екатеринбургу метро. Это все равно что наступающей дивизии под вражеским огнем останавливаться и решать — идти дальше или вернуться в окопы. Гарантированная гибель. Метро нужно достроить. Точка. Иначе этот проект превратится в кладбище денег.