«Нехватка кадров стала катастрофой. Формально все есть, но уровень подготовки жутко низок»
«В образовании царит тоже болезненная неуверенность. Уйма сил тратится не на обучение программиста, парикмахера или сварщика, а на доказательство ближним, что ты — эксперт».
Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», на своей странице в Facebook рассказывает о синдроме парикмахера, крайне распространенном в современном мире.
— Синдром парикмахера. Что это? Очень просто. Вы приходите в новую парикмахерскую. Например, переехали. И пошли искать себе мастера на новом месте. Пришли, значит, сели в кресло. Подходит девушка, взъерошивает волосы и говорит: «Дааа, кто же вас так стриг?!». В ее голосе осуждение, крепкое профессиональное осуждение коллеги, которого с такими кривыми руками допустили до клиентов. Я бы даже сказал священное негодование.
И как-то сразу твоя стрижка, которая тебе нравилась многие годы, теряет свое очарование. Ты крутишь головой, шевелишь ушами. Мол, да, что-то тут кривоватенько. И надо же было столько лет ходить к такому «эксперту». Как же хорошо, что тебе вот так открыли глаза. Наверное, этот мастер — настоящий эксперт, раз он видит такие огрехи своих коллег по цеху. Теперь я буду в руках настоящего, а не липового, специалиста.
Вы замечали, как много людей страдают синдромом парикмахера? Просто хлебом не корми, а дай макнуть ближнего.
Понятно, что здесь играет свою роль болезненная неуверенность в себе. Но мы же не диагнозы ставить собрались. В чем причина такого поведения? Мне кажется, что в двух вещах: отсутствии культуры профессионального общения, или недостатке профессиональной этики, и тотальной нехватке квалифицированных кадров. С первым все примерно понятно. Есть деловая этика, которой не учат, есть «пацанские правила», которым учат, но больно. Где-то на пересечении жизни «по понятиям» и зарождающейся этики коммуникаций сейчас возникает современное, наше, представление о деловом общении. Пока оно выстроено на принципе «кто громче крикнет, тот и прав», но акценты понемногу смещаются в цивилизованную сторону.
Читайте также: Свободное время пугает и настораживает. И я понял, почему так происходит»
Второй аспект — нехватка кадров, носит уже катастрофический характер. То есть, формально, всех хватает. Ну плюс-минус. Программисты? Что вы, их много. Парикмахеры? Извольте наблюдать в каждом окне. Ну вот разве со сварщиками дефицит, но тоже есть просветы.
А вот уровень подготовки людей, гордо называющих себя программистами, парикмахерами и даже сварщиками, — низок до невозможности. Ведь в образовании тоже царит синдром парикмахера! И тоже болезненная неуверенность, и тоже уйма сил тратится не на обучение вот того сварщика, а на доказательство ближним, что ты — эксперт.
Пар уходит в свисток, а вместе с ним производится поколение за поколением весьма и весьма посредственных специалистов. И, к сожалению, ситуация становится хуже. Если раньше синдром парикмахера съедал примерно 20% времени, то сейчас доходит до 80%. Посмотрите на списки конференций и выездных мероприятий. Эти люди почти потеряны для профессии.
Примерно пару лет назад был интересный случай. Я общался с одним коллегой, который недавно получал консультацию от моего знакомого, руководителя образовательной компании. И вот этот коллега в приступе откровенности говорит, мол, знаешь, как о тебе этот знакомый отзывается? Я мотаю головой и жую стейк, мне натурально все равно. «Он, — говорит приятель, — считает, что ты не предприниматель, а так, успешно раскрученный бренд, который быстро сдуется». И что-то мне так обидно стало. Ну, наверное, это как-то попало в мои страхи, в мое какое-то то представление о своих успехах. Но очень обидно. Ах ты, думаю, скотина. И через год вынес его и его компанию из одного проекта. Вынес в том же стиле, в котором он отзывался обо мне. Мол, профанацией занимается, образование у него — ширма, а сам он просто бабло рубит. Вот пишу сейчас и стыдно. Синдром парикмахера, одно слово.
P.S.: за термин «синдром парикмахера» большое спасибо Faina Lerner, равно как и за объяснение, что это такое.