Необходимо совершить прорыв
— Михаил Игоревич, как живет Кольцово в практически экстремальных условиях современной экономики? — С одной стороны, Кольцово продолжает оставаться субъектом естественной монополии, с другой — нар
— Михаил Игоревич, как живет Кольцово в практически экстремальных условиях современной экономики?
— С одной стороны, Кольцово продолжает оставаться субъектом естественной монополии, с другой — нарастает острая конкурентная борьба между российскими аэропортами за разграничение сфер экономического влияния. Выиграет тот аэропорт, который сумеет быстрее внедрить инновационные технологии, обеспечить принятый во всем мире уровень менеджмента. Иными словами — создать прочный фундамент для дальнейшего развития.
Первоочередная задача вложений в Кольцово со стороны генерального инвестора Кольцово — группы компаний «РЕНОВА» — создание полноценной транзитной схемы, включающей как внутрироссийские, так и международные рейсы. Для этого была разработана концепция транспортно-логистического узла (хаба) на базе международного аэропорта Кольцово. Эта технология, которая уже частично реализуется, обеспечит движение и перераспределение транспортных потоков, поможет связать различные авиационные маршруты оптимальным количеством рейсов, позволит предоставить пассажирам удобные стыковки. Ожидание в аэропорте мирового уровня станет более комфортным и займет меньше времени.
Конечно, мы стремимся максимально использовать уникальное сочетание конкурентных преимуществ Кольцово. Среди них — выгодное географическое положение, динамичное экономическое развитие Уральского региона, наличие крупной базовой авиакомпании. Кроме того, мы оптимизируем существующее хозяйство аэропорта в соответствии с общепринятой мировой практикой, стремимся увеличить объем перевозок, создать привлекательные условия для частного капитала.
Мы делаем все, чтобы в Екатеринбурге был сформирован крупнейший в России региональный транспортно-логистический узел, удовлетворяющий всем современным требованиям и международным стандартам. При успешной реализации проекта Екатеринбург станет центром формирования значительного пассажиропотока. Это позволит увеличить коммерческую эффективность рейсов, интенсивность использования воздушного парка и в конечном счете повысить рентабельность. Одновременно мы стараемся найти баланс между интересами базовой авиакомпании и тех перевозчиков, которые к нам приходят, — жесткая протекционистская политика в отношении уральского перевозчика вряд ли может быть продуктивной.
Международному сообществу уже сегодня необходимо ясно представлять, какой из российских аэропортов сможет первым приступить к реализации концепции хаба, понимать, могут ли эти планы осуществиться. Мы уверены, что шаги, которые уже сделаны, и план стратегического развития смогут обеспечить уральским «воздушным воротам» репутацию надежного транзитного узла международного уровня.
За год-два в Кольцово изменится очень многое, что, безусловно, улучшит имидж и повысит инвестиционный рейтинг территории, станет дополнительным стимулом для развития Екатеринбурга и всего региона.
— Аэропорты — это уникальные структуры со сложно организованной системой хозяйствования. Кольцово — и коммерческая компания, и федеральная собственность, и режимное предприятие… По каким критериям выбирается генеральный директор такого предприятия?
— Перед ОАО «Аэропорт Кольцово» стоят глобальные и невероятно сложные задачи. С одной стороны, требуется в полной мере реализовать технологии, необходимые для гарантированной безопасности перевозок, с другой — кардинально повысить уровень обслуживания, изменить статус аэропорта, содействовать развитию Уральского региона, сделать возможной бесперебойную работу общероссийских и межгосударственных транспортных магистралей.
С точки зрения менеджмента аэропорт не многим отличается от других видов бизнеса: у каждого есть свои сложности и риски, разная степень эффективности, показатели качества, программа развития. Но аэропорт — это публичное предприятие, привлекающее повышенное внимание общества. И мы всегда об этом помним.
Мне сложно комментировать решение о моем назначении. По-видимому, совпали стратегические интересы федеральной власти и частных акционеров. Ведь эта работа состоит не в том, чтобы просто выполнять заданные функции, необходимо совершить в буквальном смысле прорыв.
Это не значит, что следует ждать революционных изменений. Мы будем планомерно развивать то, что было начато. В авиационной отрасли важна преемственность, эволюционное развитие отточенных годами технологий. Но многое можно привнести в плане эффективности производства и улучшения качества услуг, использования современных методик и расширения географии полетов.
— В чем заключается ваша личная ответственность как руководителя?
— Свой ресурс я делю между двумя основополагающими направлениями: текущая деятельность и стратегическое развитие. Есть колоссальное количество требований, которым аэропорт должен удовлетворять ежедневно, ежесекундно. И есть масштабные направления, затрагивающие политические и экономические интересы государства и региона.
Эффективность и качество управленческих решений зависят от того, какие люди работают вместе с тобой, как они понимают проблемы, стоящие перед аэропортом, и каким образом каждый подходит к выполнению своих обязанностей. Если есть слаженная команда, есть и результат. С этим у нас все хорошо.
— Какие качества людей, работающих в вашей команде, важны для вас?
— Надежность и результативность.
— Насколько сложным является взаимодействие с государственными структурами?
— Конструктивное взаимодействие с федеральными и областными государственными органами — существенный фактор нашей работы. Перспективы развития аэропорта в значительной степени определяются в Москве: и кардинальные направления деятельности, и стратегии финансирования, и обеспечение инвестиционных программ. Важно правильно выстраивать прямой диалог с государственным аппаратом, чтобы о нас знали, помнили и видели нашу работу на всех этапах.
В целом надо отдать должное тому участию, которое нам оказывают государственные структуры, и их пониманию тех задач, которые стоят перед нами. Удается достичь оптимального баланса, который в наибольшей степени позволяет учитывать интересы государства, области и частного капитала.
— Что стало первоочередным для вас в новой должности?
— Первое, что необходимо сделать, — внести определенность в отношения как в коллективе, так и с клиентами, партнерами. Нужны ясно обозначенные приоритеты, четко выраженная позиция, преемственность — чтобы у тех, с кем мы работаем, сложилось понимание логики развития, ведь от нашей деятельности зависят судьбы и бизнес многих людей. А это большая ответственность.
— Что вы приобрели, заняв должность генерального директора Кольцово?
— Самое главное — возможность добиться осязаемого, значимого результата и, как следствие, возможность самореализации. Меня всегда привлекала деятельность, связанная с решением конкретных проблем, где мерилом является реальный успех.
— Что вы потеряли, заняв эту высокую должность?
— Свободное время, конечно. Но стремление к решению масштабных задач — это всегда осознанное и значительное ограничение личной свободы. С другой стороны, свободное время не исчезает совсем — просто появляется более жесткий и рациональный подход к его планированию.
— При таком напряженном графике остается ли у вас время для семьи?
— Семья — мой внутренний стержень, то, ради чего можно многого достичь. Для меня важно, что, кроме профессиональных достижений, у меня есть дети, которым я стараюсь дать все самое лучшее.
— Вы возглавляете жестко регламентированное предприятие и в то же время сложнейший многокомпонентный бизнес. Ощущаете ли вы ту романтичную составляющую, которая в нем присутствует?
— Да, конечно, и в первую очередь это отражает сложившаяся корпоративная культура. У людей, которые работают в этой отрасли, очень высокая планка. Они по-особому требовательны к себе, у них высокая степень ответственности, трепетное отношение к работе и сотрудникам.
— В чем лично для вас состоит социальная ответственность бизнеса?
— По моему мнению, есть обязательства, которые бизнес просто должен выполнять. Работники, связавшие свою жизнь с предприятием, во многом от него зависят, и мы понимаем всю меру ответственности перед ними. В более широком смысле это включает и заботу о регионе в целом, о сохранении и создании комфортной среды для жизни. Мы должны сделать ее лучше, удобней, безопасней.
— Есть ли у вас возможность карьерного роста?
— Об этом говорить пока рано. Сегодня для меня карьерный рост — это рост предприятия, на котором я работаю. И, честно говоря, для меня статус человека определяется не должностью, а тем, что он действительно сделал. Мне нужно сделать еще очень многое.
Беседовала Татьяна Варишкина.