«Нет никакой «особой реальности» соцсетей, вы просто подсели на зависть» — Михаил Бабин
«А как часто вы заходите в Фейсбук за «дозой?» Михаил Бабин поспорил с колумнистом DK.RU и в ответ на рассказ про силу интернет-троллинга объяснил, почему и как мы все врем друг другу в соцсетях.
Михаил Бабин, президент ГК «Технологии ресурсов», член совета Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Недавно на портале DK.RU вышла авторская колонка, посвященная неким «правилам троллинга в социальных сетях», в которой в том числе было заявлено, что троллинг как явление стал чем-то очень важным и ценным. Будто бы это необходимый навык для тех, кто хочет активно пользоваться соцсетями. Более того, если хамство в реальной жизни признано негативным явлением, то в рамках социальных сетей троллинг подается с определенным шармом, и навыками такого сетевого хамства даже начинают гордиться.
Давайте смотреть правде в глаза: троллинг — это самое обычное хамство, только донесенное до другого человека с помощью инструментов социальной сети. Причем такой хам, чаще всего, не преследует какую-то конкретную цель, а получает удовольствие от самого процесса. Я еще могу понять, когда троллинг является частью бизнеса. Так я понимаю профессиональных политиков, и не важно, за какую партию они выступают. В конце концов, это не самый худший способ заработка, существуют куда более неприятные бизнесы. Но здесь ведь речь идет про хамство «по велению души».
Когда я сталкиваюсь с таким поведением в интернете, мне говорят, что там так можно. Мол, «это интернет, детка», своеобразная «новая реальность» со своими правилами. Но я уверен, что тезис про «новую реальность» ложный изначально! Вы уж простите, но кастрированный кот — это не другой какой-то кот, это тот же самый кот, только… без некоторых деталей.
Также и тут: пространство социальных сетей — это вовсе не какая-то отдельная реальность, которая параллельна нашему настоящему. Это просто усеченная до серии текстовых сообщений система передачи информации, которая пересекается с нашей обычной жизнью во множестве точек. И в ней не может быть какой-то своей морали, своих норм вежливости или поведения, конфликтующих с тем, что происходит вне соцсетей. Некоторым, конечно, очень хочется, чтобы можно было защититься этаким правилом «я в домике», не трогайте меня. Но это ваши «розовые фантазии», вы выдаете желаемое за действительное.
Неужели кто-то думает, что если он нахамил мне или моим близким в соцсетях, я, увидев его в жизни, не «дам ему в репу» просто потому что хамство происходило в какой-то «другой реальности»? Дам, обязательно дам!
Тут я должен оговориться, потому что ожидаю претензии в эту сторону. Я не ретроград, не воюю с современными технологиями и не выступаю за запреты чего-либо в социальных сетях. Жизнь несется вперед, и ставить для нее искусственные барьеры бессмысленно. Более того, я понимаю, откуда берется такое отношение к соцсетям, как якобы «новой реальности».
История с троллингом — это частный случай, который отлично иллюстрирует уже ставшую очевидной ситуацию. Люди с помощью социальных сетей реализуют застарелые комплексы, формируют вокруг себя комфортные им группы «френдов», перед которыми им важно показать себя с выгодной стороны.
Люди «выпиливают» из круга общения неугодных или несогласных и выстраивают идеальную витрину, единственной целью которой зачастую является создать у дальних или близких знакомых ощущение, что ты живешь лучше, чем есть на самом деле. Проще говоря, чтобы завидовали!
И тут как раз срабатывает тот самый принцип «кастрированного кота». В реальной жизни человек получает информацию из десятков источников, осознано и не осознанно. Общаясь с собеседником, мы анализируем детали его внешнего вида и голоса, его возраст, пол, состояние здоровья и т.д. Картина мира получается объемной, он понимает, что собеседник в чем-то лучше, в чем-то хуже. Одно вызывает зависть, другое — сочувствие, третье — умиление и т.д. Гамма огромна. И люди даже не представляют, насколько эта объемность важна. Потому что когда картина становится усеченной и превращается в набор текста и плоских картинок, как в случае с Фейсбук или ВКонтакте, люди начинают видеть только малую часть реальности, да еще и намеренно демонстрируемую.
А дальше уже знакомый эффект толпы: если десятки или сотни знакомых показывают другу другу определенную картинку, все начинают думать, что это и есть реальная жизнь. Мол, у всех вон как, и у тебя так должно быть. И чтобы не упасть в грязь лицом, ты тоже начинаешь показывать им такую же свою воображаемую жизнь. Начинается злобная и тщательно скрываемая конкуренция с целью добиться от других зависти, концентрированной неочищенной зависти уколом прямо в мозг. Поиск таких вот «концентрированных эмоций» и приводит к диким селфи ради лайков или к хамству ради внимания окружающих.
В результате на первое место выходит не человек, а персонаж, который отдаленно напоминает реального человека. И это все было бы совсем не так важно. Но беда-то в том, что люди начинают менять собственное поведение в реальности, стараясь подстроиться под персонажа. Персонажи побеждают людей!
Раньше в обществе мерились деньгами и статусами. Но теперь мир изменился, социальные лифты затормозились, внешние атрибуты значат все меньше и их заработать все сложнее, а выглядеть круто все также важно. И отсюда эта погоня за фолловерами и лайками, которая, по сути, является очередным шагом на пути, начавшемся в нашей стране с малиновых пиджаков.
После всего этого мне смешно и грустно слышать от постоянных пользователей соцсетей фразы в стиле «Я зомбоящик не смотрю». Да это то же самое, что слышать от жестких героинщиков, что алкоголизм — это зло, и выпивать вредно.
Ребята, да вы сидите на куда более мощном наркотике!